Нужны ль отечеству таланты?

Нужны ль отечеству таланты?

Сообщение Tamerlan » 24 сен 2014, 10:05

Спутником казахского народа во все времена являлась домбра — чуткий инструмент, как ничто другое передающий настроение казаха. Домбра являлась одним из самых распространенных музыкальных инструментов еще 2 тысячи лет назад.
В 1992 году в честь первого Всемирного курултая казахов общественный фонд «Иман» провел первый конкурс изготовителей народных музыкальных инструментов под названием «Укiлi домбра». Гран-при на нем завоевал Жаксылык Оспанов, домбра которого решением комиссии была подарена Музею президента Казахстана.
Оспанов — художник-профессионал, учился на отделении живописи Алматинского художественного училища. Сейчас его картины представлены на всех алматинских выставках и в галереях искусств, рисует он и на заказ. Жаксылык немногословен, говорить о себе не любит, но, по мнению ведущих домбристов Казахстана, именно он является на сегодня еще и лучшим изготовителем этого инструмента. Заказы Жаксылыку идут из всех областей Казахстана, его клиенты — филармонии, оркестры, музыкальные школы, училища. На инструментах, изготовленных руками Оспанова, играют народный артист, лауреат Госпремии Каршыга Ахмедьяров, декан факультета народных инструментов Казахской национальной консерватории Карима Сахарбаева, бизнесмен Еркин Калиев, ректор Евразийского университета Мырзатай Жолдасбеков.
В маленькой мастерской Жаксылык работает один, помощников у него нет. Стоит верстак с простейшими тисками — вот и все его нехитрое оборудование.
— Все делается вручную, работа же творческая, — рассказывает Жаксылык. — То же, что и живопись... Домбра — вещь индивидуальная, нужно правильно подобрать дерево, ведь каждая порода звучит по-разному.
Мастеров-изготовителей домбры в Алматы много, но под стать Оспанову — единицы. Конкуренции Жаксылык не боится: его товар — штучный, предназначен только для профессиональных исполнителей кюев. Сырье — орех, клен, черное дерево, палисандр — мастер заказывает из Европы, Канады. Отсюда и цена готового изделия — от 350 долларов и выше. Но за работу он много не берет, львиную часть цены составляет стоимость материала.
Любовь к музыке передалась по наследству дочери Карлыгаш, она — домбристка, учится на 3-м курсе консерватории, лауреат республиканских конкурсов. Супруга Жаксылыка Газиза — тоже музыкант, играет на другом национальном инструменте — кобызе. Так что первые оценщики товара Жаксылыка живут с ним под одной крышей.
Вначале Оспанов делал «долбленые» домбры из цельного дерева, потом научился изготавливать «клепочные».
— Никто меня этому делу не обучал, все пришло, можно сказать, по наитию. За образец я взял инструменты мастера Романенко, которого еще в 60-х годах пригласил из Тулы Ахмет Жубанов. Он работал в экспериментальной мастерской при консерватории и считался лучшим в ту пору изготовителем домбры. Сейчас невозможно найти домбру, сделанную руками Романенко. Это истинный раритет.
Первую свою домбру Жаксылык смастерил около 20 лет назад и показал одному из лучших домбристов Казахстана — Каршыге Ахмедьярову. С той поры они стали друзьями.
— Изготовление домбры — наукоемкое дело, — говорит профессор Ахмедьяров. — Тут все нужно рассчитать до мелочей. В далеких 60-х я работал иллюстратором в экспериментальной мастерской, знаю всю технологию изготовления домбры. Застал еще таких мастеров, как Иммануил Романенко и Гинулла Исмагулов. Хочу отметить, что по силе и «краске» звучания инструменты Жаксылыка Оспанова не уступают домбрам этих мастеров, а в чем-то, возможно, и превосходят.
Талантливый человек живет в стесненных условиях — в маленькой квартире, оставшейся от родителей. Заработок нестабилен, несмотря на то, что его изделия пользуются большим успехом. Бывает и так, что за месяц — ни одного заказа. И неудивительно, ведь не каждый может приобрести его товар. Тесная мастерская его плохо отапливается, зимой в ней холодно. От повышенной влажности страдает дерево.
Среди людей, пользующихся его инструментами, много представителей власти, которые всегда что-то обещают, но, загруженные сверхважными государственными делами, быстро о своих обещаниях забывают.
— Этот человек достоин привилегий, — говорит Ахмедьяров. — Это с его инструментами наши музыканты объездили весь мир с гастролями, произвели фурор во всех частях света. Государство должно помогать таким людям, как Жаксылык. К примеру, акимат Алматы мог бы выделить ему отдельное помещение, чтобы в одной комнате он мог шлифовать и красить, а в другой — строгать и сушить дерево. Тем более что у нового акима тоже есть домбра от Жаксылыка.
Асет КАЛЫМОВ, Аргументы и Факты
www.aif.kz
Tamerlan
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 08:46

Re: Нужны ль отечеству таланты?

Сообщение Tamerlan » 24 сен 2014, 10:08

Домбра - самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра - это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры.
Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще вего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева : ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.
Составные же части казахской домбры одинаковые во всех регионах Казахстана. Это шанак - корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр. Пружина-это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Существуют два основных приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн.
Композиторское, исполнительское искусство домбровых импровизаций в XIX веке достигло высокого художественного совершенства. Абыл, Курмангазы, Даулеткерей, Дина – на Западе, Таттимбет, Казангап – на Востоке, Кожеке – на Юге, и десятки других имен – яркие индивидуальности, со своей стилистикой, своими школами, традициями. Домбра была и верной спутницей профессиональных странствующих певцов. Образы Биржан-Сала, Ахана-Сере, Мухита, Джамбула, Амре и других прославленных акынов и певцов неизменно связаны с аккомпанирующей домброй.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Что же касается истории появления такого инструмента, как домбра, то существуют свидетельства, что прототип современной казахской домбры существовал более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют наскальные рисунки найденные археологами высоко в горах Алматинской области на плато "Майтобе" в 1989 году. На рисунках этих изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру.
А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.
Инструмент, напоминающий по форме домбру встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды времени.
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.
Домбра - это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-раби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. Послушать еще одно произведение, исполненное на домбре Вы можете здесь.
Tamerlan
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 08:46


Вернуться в Музыка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron