Каждый стремиться к истокам...

Каждый стремиться к истокам...

Сообщение Aigul » 06 фев 2014, 10:03

Посмотрите на эту фотографию. Что тут особенного скажете Вы, таких, мол, казахских стариков тысячи, десятки тысяч. Но я еще раз настойчиво прошу вас посмотрите на эти глаза и Вы, уважаемый читатель увидите там, что – то необыкновенное. Может быть, это счастье или горе, улыбка или тоска, ностальгия или обыденность, а может быть ничего. А все это, ведь когда – то начиналось, поэтому человеческая натура, всегда беспрестанно ищет свои истоки.
А может быть, все это начиналось с прекрасной любви Омара Торе и Зылихи, когда верный к своим словам молодой Омар прямо подоспев к свадьбе Зылихи, когда её выдавали замуж за нелюбимого человека, начинал петь ей песни и между ними, начался «айтыс». В тот же вечер храбрый Омар украл эту девушку прямо с ее свадьбы!...
А может быть, все это начиналось когда родственники невесты Зылихи и несостоявшиеся сватья проклинали Омара!
Все когда-то начиналось….
О казахских чингизидах Торе (по каз: Төре) написано немало, в том числе у меня тоже посвящены некоторые труды на эту тему. Все казахские ханы были из рода Торе и в колониальную /Русскую/ эпоху все султаны были из рода Торе это уже общеизвестный факт. Что казахи у великого Абылайхана просили его детей для управления ими и аристократический род Торе дал очень многих талантливых людей в Казахское общество и что сами представители торе всегда честно служили казахскому народу, при этом отдавая последнее, во многих случаях, свою жизнь, это тоже ни у кого не вызывает сейчас сомнений. Разве что, у некоторых демагогов и завистников, ведь только недавно многие «кичились» и гордились своими пролетарскими, бедняцкими происхождениями! Мы потомки хана Абылая в Жетысуском крае тоже гордимся своим происхождением.
У Семенова - Тяньшанского особо отмечается, что для управления Туркестанским краем хан Абылай посылал 6-х своих сыновей и среди них особо выделялись султаны Адиловского и Сюкского рода в Жетысу. А самым заметным из них был султан правитель Большой Орды, полковник Императорской армии Тезек Торе. Не менее почитается в наших краях брат Тезек Торе – Кошен Торе, который выделялся передовыми мыслями в отношении постепенного приобщения казахов к оседлой жизни и образованию. Он похоронен, кстати там же похоронен великий ученый и мыслитель казахского народа Чокан Валиханов, у предгорья гор Алтын Емель, в урочище Кошен Тоган. /Тоган- пруд, водой для полива пользовались дехкане выращивая овощи, просо и т.д./
Теперь возникает вопрос кто такой Омар Торе и какое отношение он имеет к фотографии. Законный вопрос.
Его родословная: Ералы Торе→Абиш→Муртаза→Омар и Сыдык. Родился он примерно в 1890 году, в урочище Колкамыс (Муртазанын сайы) у подножия горы Матай. С детства выделялся остроумием, образованностью в определенных пределах, веселым нравом, храбростью и большим подражателем к великим людям из рода торе. С юношеских лет у него открывается талант акына- импровизатора. Есть сведения, что он участвовал во многих айтысах, но к большому сожалению до нас не дошли его произведения, а есть только отдельные отрывки. Очень интересный айтыс между ними и двумя дочерями Машке, из рода «Канглы». Была, оказывается у молодого джигита возлюбленная Зылиха Сулу, из рода «Жалаир», колена «Карачапан». Как – то получилось так, что Омар попал на её свадьбу, когда её насильно выдавали замуж за нелюбимого человека. Омар с друзьями начинает петь песни сидящей с подругами невесте в юрте. Между ними начинается айтыс, вначале шутливой, затем в серьезной форме. (Ремарка автора: Айтыс восстановлен из рассказов моего деда Алтай и людей более старшего поколений)
Омар:
…Ей кыздар- ай, кыздар- ай,
Шымылдықтың ішіне,
Кіріп алған қыздар- ай.
Бері шықшы қыздар- ай
Дәу болдың ғой,
Шешеңнің,
Етегіне оралмай.
Біз сияқты жігітті
Көріп қалсын қыздар- ай.
Жақын келіп қасыма,
Өбіп қалсын қыздар- ай.
Жібермеген кемпірлер
Өліп қалсын қыздар- ай.
Көздеріне топырақ
Толып қалсын қыздар- ай….
Зылиха:
Көк ала үйрек ұшады терең сайдан,
Көзіме көрінбеп ең өткен айдан.
Із- түзсіз жоғалғандай кетіп едің,
Омар- ау келіп қалдың енді қайдан.
Омар:
Баласы Мұртазаның Омар едім,
Өзіңдей бір сұлуға құмар едім.
Жіберіпсің келме деп сәлем айтып,
Сен үшін бар нәрсеге шыдар едім.
Зылиха:
Омар- ау, бұл айтқаның бекер сөз ғой,
Болған жоқ кеулімізде еш бөтен ой.
Өткенде сәлемімді қайталадым,
Кім білсін неге екенін келмедің ғой.
Омар:
Зылихажан, ондайды естімедік
Сіз жақтан басқа хабар біз білмедік.
Шақырғаның шынымен рас болса,
Шықсаңшы бері таман, көріселік.
Зылиха:
Омар- ау, енді неге бақырасың,
Жынданған түйедей- ақ ақырасың.
Барлығы өтті кетті, кінәлісің,
Қасыңа енді несін шақырасың.
Омар:
Қазаққа үйір болған өсек- аяң,
Қапы қалдым, анығын білмей аян.
Зылиха осы сөзің рас болса,
Ризамын, қазір шығып жанымды алсаң.
Зылиха:
Омар- ау, олай болса мен де алдандым
Дәл қазір торға түсіп шырылдадым.
Қош болғын, қазір енді қоштасалық,
Бірге болған күндерге ризамын.
Омар:
Ауылым қонған жері Көлқамысты,
Ешқашан бергенім жоқ мен намысты.
Зылиха ұмытпағын антың барын,
Ұмытайық, бері шық, болған істі.
Зылиха:
Омаржан, уәдем бары рас еді
Көңілім келмеген соң қораш еді.
Не дейсің, біле алмадым, басым қатты,
Әйелдің ерден басы аласа еді.
Омар:
Зылихаш, төмен емес алтын басың
Ешқашан ойламадым, қамын бастың.
Алла сөзі уәдеңді сен орында,
Тәуекел, осы түні алып қаштым….

И что- же вы думаете? Храбрый Омар в ту ночь украл свою возлюбленную Зылиху! Надо отдать должное не менее храбрости её! Все забыла Зылиха ради своего любимого: гнев отца, обычаи предков, сплетен, проклятия матери и т.д.
Дальше что? Шум и гам, баранта, угрозы убийства. Весь народ разделились на два противоборствующих лагеря. Но мудрые люди родов Жалаир, Албан, Суан, Найман отдавая дань громким именам Кошен и Тезек Торе, кое как успокоили народ и примирили их. Началось вроде - бы спокойная жизнь и через некоторое время у пары родилась прекрасная дочь Раушан. Других детей не было, особенно мальчика, отчего все очень переживали, вспоминая проклятия в их адрес. Может поэтому мой дед Алтай Акылбеков (1910-1988) в 1917 году когда остался круглой сиротой, Омар сказал ему, ты же сын моего троюродного брата, будь теперь моим сыном. К слову сказать, что его доброту дед оправдал. Как он оправдал, об этом позже.
Жить да жить. Нет, а началась великая беда, большевистская смута, голод, расстрелы, побег казахов из родной земли, брат пошел на брата! Ужас!
Не мог оставаться в стороне преданный своему народу Омар к его бедствиям равнодушным. Не мог он спокойно смотреть на пухнувшие от голода казахов и на то, что люди ели мертвечину, трупы людей. Не мог он спокойно смотреть когда казаки, русские, прочая сволочь, под коммунистической маской грабили людей, насильничали девок, убивали людей просто так, соревнуясь в технике рубки шашкой, кто мол срубит человека пополам начиная от правого плеча до левого пояса с одного удара! Не мог он спокойно смотреть на то, что коммунисты ставили пулемёты и расстреливали убегающих людей от беспредела, произвола и бесчеловечности в Китайские пределы.
Он начинает собирать отряд и оказывать сопротивление пришедшим головорезам, организовывает откочевку казахов в пределы Китая, впрочем, следует отметить, что в то время влияние китайцев на население Восточного Туркестана было номинальным. Есть сведения, как тогда оказывали помощь Омару Китайские казахи, уйгуры, дунгане оружием, продовольствием, лошадьми и т.д.
Я видел некоторых соратников Омар Торе и слушал их воспоминания, когда они шепотом говорили только между собой. Это двоюродные братья моего упомянутого деда Алтая - Мусабеков Бектай (1895 – 1968), Жарасов Медеш (1896-1969) и калмак- тюленгит Карабеков Бектас (1898-1989). Первых двоих особо слушать не приходилось, но некоторые разговоры деда, его двоюродной сестры Жарасовой Кулжамал (1911-1995) и вышеупомянутого Бектас ата довольно таки хорошо помню.
С их слов, Омар Торе в зрелом возрасте, т.е. во время походов был неразговорчивым, хмурился много, был светлым, задумчивым, плотным человеком. К моей чести, я был довольно таки занудным мальчиком, умел этих стариков разговорить.
Мои частые вопросы касающихся Омара Торе и ответы на них:
- Как люди голодали, возможна - ли чтобы люди кушали человечину?
Воспоминание деда:
- Мальчишкой помню, однажды маленький отряд Омара совершил набег в Государственную конюшню, и увели 5- 6 лошадей. По дороге встретились блуждающие люди, человек 20- 30, из «Андасского» рода в районе Май-Тобе и сказали Омару, что дети вымерли от голода, есть случаи, что живые ели мертвечину. На земле сидела одна женщина и надрывом рассказывала, как его муж в моменты помутнения упрашивал её, зарезать собственного 3-х летнего ребенка, естественно, она не отдавала. Но стоило ей немного отойти, а он уже убил ребенка и разрывая тело кушал. Когда ему вернулся рассудок, увидев содеянное сам разбился головой об камень! Мне было порядка 16- 17 лет, я долго на них смотрел и до сих пор не забуду их лица. Это были живые скелеты, у которых рты забиты травой!
Омар распорядился зарезать этим несчастным одну лошадь, чтобы они немного подкрепились. Джигиты зарезали лошадь, при этом человек 5- 6 накинулись на свежую кровь и глотали ее, зачерпывая ладонями вместе с землей и попадали мертвыми. Более старшие джигиты говорили, по казахски: «Аш өзегіне түсіп кетті».

- Как Вы оказывали сопротивление к вооруженным отрядам, как выглядел Омар ата?
Воспоминание Бектас ата:
- Авторитет Омар Торе по эту и по ту сторону границы был огромен. Его все уважали и помогали, т.к. его все считали защитником народа. Ехал он обычно один, впереди всех, упираясь подбородком на одну правую руку. Слева серебренного плоского пояса (Ремарка автора: в данное время мы ищем этот пояс) висел у него наган и кинжал, но он их не вытаскивал даже при виде противников. Он держался спокойно, грозно, его внушительный вид вызывал трепет. Для нас он был не только вожаком, а живым символом, знаменем. Слева от него всегда ехал его племянник Малик мерген, который попадал в летающую птичку не прицеливаясь (каз: қол мерген), справа обычно ездил я. Наше вооружение составляло, с права «маузапан» (маузер) и слева «маузапан», а наперевес «бесатар» (винтовка). Когда наш отряд из 40- 50 человек приближались, обычно пограничники делали вид, что нас не замечают, избегая прямых встреч.
Однажды подходя к аулу у подножья горы Матай к «Акпиым» (колено рода Жалаир) мы узнали, что аул занят русскими из 7- человек и они учинили резню, убили 4-х жителей и насильничают девок в доме одной вдовы. Нас было 5 человек, и Омар распорядился потихоньку снять часового, остальных связать. Один наш смелый жигит незаметно подкрался к часовому и задушил его, а остальные ворвались в мазанку и захватили всех. Они почти не смогли оказать сопротивление, т.к. были пьяными, а мы были вооружены короткими дубинками. Один из них оказался татарином, переводчиком. Их всех связали за руки и ноги, в подвешенном состояний головой вниз на верблюде повезли в сторону гор и в заброшенной зимовке зарезали. Когда закололи 4-х, татарин, каким- то образом освободился и побежал, его кое- как на лошади догнал один наш жигит через километров 15 и там же застрелил. Тело 6-х солдат завалили стеной кошара.

- Бектас ата, я недавно прочитал в книге «Чекисты Казахстана» рассказ как ликвидировали банду Кундакбая в горах Алтын Емель. Вы знали Кундакбая? Я не раз слышал, как люди из рода «Канлы» говорили, что он батыр?
Воспоминание Бектас ата:
- Как же, конечное я знал его. Кундакбай был действительно храбрым человеком. Он являлся верным соратником Омар Торе. А то, что он был бандитом это конечное, брехня. Никогда он не крал у простого народа хоть хромого ягненка, а боролся с ненавистными новыми порядками, когда грабили и убивали людей. Он во всех делах советовался с Омар Торе, вообще все действия всех в этих краях против произвола большевиков координировал Омар.
Описанные события по ликвидаций банды Кундакбая в твоей книге, в общем правдивы. Вскоре Советская власть начала организовывать отряды чекистов и ГПУ из числа местных казахов, много вошли туда бывшие воры, авантюристы, оголтелые бедняки и прочие люди, которым терять было нечего. Им дали оружие и используя старинные вражды, обиды, родовые отношения и т.д. ловко поставили казахов против казахов. Есть случаи, что брат пошел на брата, сын пошел против отца, было такое страшное время. В наших краях особенно бесчинствовали такие люди, ГПУ- шники, как Кабыкен, Солганбай, Манакул. Не отставали от этих людей Житник и Калимкерей, убийца Токаша Бокина. (Ремарка автора: Пусть потомки этих людей не обижаются. Во первых эти слова не мои выдумки, а рассказ другого человека. По моему мнению, эти люди тоже жертвы страшных обстоятельств. В Советское время их представляли нам как героев, а их противников тех- же казахов бандитами! А в независимом Казахстане люди должны знать правду, чтобы такое больше не повторялось! Я немного изменил их имена.)
Вскоре во время одной стычки отряд Омара был разбит. Мы попали в засаду у перевала через горы Алтын Емель, нас было восемь человек. ГПУ- шники были хорошо информированы о наших передвижениях от местных. В результате перестрелки трое наших были убиты, у троих были подбиты лошади, в т.ч. у Омара, мы подумали, что он тоже убит, я и ещё двое тяжело ранены. Нам с помощью оставшегося целым товарища удалось вырваться. Начались сумерки и враги дальше не преследовали нас, а то добили бы. Мы, дальше не останавливаясь ночами, ушли в пределы Китайской земли. Туда вскоре дошел слух, что Омар остался живым и его посадили в тюрьму.
Впрочем, с одним активным в прошлом ГПУ- шником мне пришлось расквитаться за все. Получилось это так. Многие сбежавшие отсюда в Китай, когда начались известные события уже там, с середины 50-х до 63 года перебежали обратно (казахи называют это «Каш-каш»). Я тоже 50-х годах вернулся на родину и потихоньку начал мирную жизнь, к стати тогда вдова Омара Зылиха тоже вернулась со своей дочкой Раушан. Они поселились в поселке Когалы. В 60-х годах я узнал что, один из бывших ГПУ-шников ходит в горы охотиться, я за ним стал охотиться. Когда мы наедине встретились с ним, я приставил к его груди ружье и сказал молись богу (каз: Иманынды уйир), он заплакал. (Ремарка автора: Бектас ата был длинным, примерно метр 90 ростом, сухощавым, с пронзительными глазами, невеселой наружностью старик.) Не хватило у него мужества без позора умереть, а схватил мои сапоги и целовал их. Жалко стало мне его, я перешагнул через его голову и пнул в подбородок. На прощание сказал ему, что мы молодыми и то не боялись смерти не то, что более 60- летние старики, как мы с тобой сейчас. Вскоре после этого он заболел и умер.

- Как освободился из тюрьмы Омар Торе?
Воспоминание Бектай ата: (Ремарка автора: Воспоминания Бектай ата, двоюродного брата моего деда, восстановлены из рассказов людей более старшего поколений)
- Его посадили в тюрьму для того, чтобы узнать, кто, чем занимается, кто члены банды, как вы говорите сейчас и т.д. Вскоре этот слух дошел и до Китая. Зылиха женгей перебралась в эти места в надежде повидаться с Омар Торе. Я один пошел на свиданье в тюрьму и заявил следователям, что родственник его токала по имени Раушан. Я это сказал специально, чтобы ввести в заблуждение, т.к. Раушаном звали его дочь. Это видимо заинтересовало следователей, и они вскоре разрешили встречу. На встрече Омар держался спокойно, он понял мою уловку и на прощанье попросил меня, чтобы жена спекла ему хлеб и ждала его на прежнем ауле. Я тоже понял, что он имел ввиду и подозревая слежку ушел совсем в другое направление. Потом ночью пошел куда надо и через 2- 3 дня встретился тайно с Зылиха, ей передал все сказанное, затем ее отправил обратно в Китай. Она действительно спекла хлеб, разделенную пополам, в одной половине круглого «таба нан» был спрятан маленький нож.
На этот раз следователи встретили меня более приветливо, спросили на счет второй жены Омара. Я им ответил, что мы бедняки из рода «Каракалпак», а вторая его жена, с которой они повенчались недавно, мне приходиться сестрой, также добавил, что Омар нам обещал хороший выкуп- калым за невесту. Они посмеялись, говорили, конечное, получишь большой калым, затем разрешили встречу. После передачи я ушел и ждал Омара в горах Алтын Емель, в условленном месте. Через десять дней он пришел туда оборванным, голодным, но гордым и мы вместе, ночами пошли в Китай. По дороге он рассказал, что из тюрьмы убежал однажды вечером, попросившись на туалет. Его сопровождали два солдата один русский, один казах. Омар, оказывается, повесил чапан на кустарник и спрятался рядом, когда солдаты после нетерпения подошли к нему поближе и русский солдат пнул чапан, сопровождая словами, вставай старик, Омар всадил спрятанный, переданный нож прямо в сердце. А другого обхватил рукой за шею и почти задушил. Было это за три года до его смерти.
Мы с большими трудностями дошли к своим в Китайских пределах, там нашли его семью. Пришла туда отсюда весть, что родился сын у младшего брата Омара Сыдык сын, который по случаю беременности жены никуда не двигался. Омар очень обрадовался этому и передал, чтобы брат назвал сына Кайсар (русс: несгибаемый, непоколебимый…). Омар в это время вновь начал собирать своих сторонников и совершил несколько походов на эту территорию…

- Как погиб Омар Торе?
Воспоминание деда: (Ремарка автора: Воспоминания деда, автор сравнил с воспоминами других людей. Замечено только разница в деталях его похорон)
- В 1933 году Омар в сопровождении 3-х жигитов приехал в свои родные места. Когда с кунгея в терискей (русс: юг, север) через перевал Жуз Асу в горах Матай они спустились, Омар отправил своих жигитов в сторону Карашокы, им сказав, что присоединится попозже, а сам хочет посмотреть свою зимовку- кора и что он один будет почти незаметен. Жигиты так и сделали. Но в местности Керегетас его ждала засада ГПУ-шников, которые были информированы. Омар когда подъехал к этой местности, говорят, приподнялся на стремена и осмотрелся вокруг, сказал: - Ой қайран, туған жерім, Үш Қызылым! Жер жоқ қой бар әлемде саған жетер! Это были его почти последние слова, ибо в тот момент с засады раздался выстрел. Стрелял вышеупомянутый ГПУ- шник Кабыкен, который впрочем приходится Омару свояком и попал в животную полость. Он упал с коня, когда подошли стрелявшие сказал только, что они поступили с ним как бабы, т.е. убили по предательский, а не в открытом бою. Упрекнул Кабыкена за это и сказал напоследок, что он тоже выстрелит ему даже после смерти.
Сбылись эти слова Омара, Кабыкен тоже не жил после этого долго. Однажды напившись воды у ручья, люди говорили, что ему попал в живот червь, заболел и больше не встал на ноги. Эти три жигита Омара, услышав содеянное пришли в аул к одному ещё участнику операций, сидя на коне племянник Омара Малик мерген предложил ему выйти и стреляться в открытую. Но он от страха забрался в печную трубу, а через дверь его 15- летний сын хотел сказать, что отца нет дома. В этот момент Малик мерген услышав подошедшего, выстрелил через дверь, сопровождая словами, о баба, даже не можешь выходить из дома и мальчик упал мертвым.
Умершего Омара видел его современник Отеген из рода «Акпиым», который уже распух. Снял с тела его пояс и чтобы похоронить пошел к аулу позвать на помощь. Дело было почти к вечеру, и я один ночью пошел в то место, нашел лежащего, похоронить не было силы и я перетаскал на его тело камни. На следующий день подошли туда какие- то люди, увидев камней, тоже побросали побольше камней. Вот так кончил свою жизнь Омар. (Ремарка автора: в данное время мы ищем это место и собираемся перезахоронить великого человека)
Я всегда помнил его, он не был вором и бандитом. Мы все мальчишки видевшие его всегда старались подражать ему, выучивали его стихи и айтысы с девушками. Когда в середине 50-х годов вернулась из Китая Зылиха апа я нашел их, Раушан я называл своей сестричкой. Когда Зылиха апа скончалась, на её похоронах- жаназа, мулла спросил, кто будет оплачивать её долги, есть- ли кому отвечать, я помня, что Омар говорил мне будь моим сыном, сказал, да есть такой человек, это я.

Казалось бы, и рассказу конец, мой дорогой читатель, но оно имеет продолжение. Вернемся опять к фотографий в начале. На этой фотографий не кто иной, а Кайсар, сын брата Омара Сыдыка.
Может быть, Омар торопился и отделился от своих спутников, чтобы увидеть его, а не только свои родные места. Вот и новое продолжение история начинается.
Все когда-то начиналось….

- Что стало с тем в то время, маленьким мальчиком - Кайсар?
Воспоминание Медеш ата: (Ремарка автора: Эти воспоминания автор сравнил с воспоминами других людей.)
- После убийства Омара всякие активисты новой власти почти не давали житья его родственникам, сторонникам. Всем нам доставалось, но наши муки в сравнении с переживаниями Сыдыка были ещё туда- сюда. Его постоянно дергали, допрашивали, вызывали, арестовывали, несмотря на его маленького ребенка. И в 1936 году случилось- то, что которое врагу не пожелаешь. ГПУ- шники налетели на аул Сыдыка, его самого зарубили или увезли никто не знает, а жена его Шарбану осталась одна избитая, безпамяти где- то в горах. А 5- 6 –ти летнего мальчика Кайсара, еле живого какой- то пастух ночью принес ко мне. Как он изменился за неделю. Я его кое- как узнал, впрочем, у него была особая метка, большой шрам у правого локтя (какой- то жигит год до этого случайно задел ножом руку мальчика). Этой- же ночью положив мальчика на спину я пошел в сторону железнодорожной станции Сары- Озек, в надежде устроиться куда- нибудь. Бросить мальчика я не смог, боясь духов предков. Долго шатался я по линий Железной Дороги, нигде не мог устроиться, когда мне самому стало очень плохо, я посадил мальчика в поезд и сказал кто он, откуда и т.д., про себя думал, наверное, кто- нибудь да подберет.
После я всю жизнь думал о нем. А жизнь- то началась налаживаться, прошла война, меня самого по инвалидности ноги не взяли на войну, но мы трудились в колхозе в своих родных местах. После укрупнения нескольких колхозов, наш колхоз Амангельды стал большим аулом, провели свет.
Однажды в 1960-х годах по аулу прошел слух, что здесь появился черный русский и устроился строителем. Как я увидел его, сердце у меня забилось, всеми чертами он напоминал мне Сыдыка. Я пытался с ним поговорить, но он ни слова по казахский. Так прошло несколько дней, я от него не мог отрывать глаза, почти, что следил его по пятам. Когда он стоял у колодца и набирал воду, я тоже потащил ишака, знаками попросил набрать воды, и когда я увидел шрам у локтя у меня сердце точно чуть не выскочило.
В это время из армии вернулся парень Балакан, который нам приходится племянником. Через него я стал расспрашивать джигита, кто он. Ничего путного он не мог ответить, сказал только, что детдомовец, ещё перед войной в Алма Ате какой- то человек по имени Тулеукул его снял с поезда, накормил, напоил и сдал милиции, а они этапом беспризорных отправили в детдом Иссык. Затем всякие детдомы по всему Казахстану и когда подрос, стал работать в г. Талдыкорган и сейчас попал в это село, думает, может быть это его родные места. С детства он помнил только три слова: Сыдык (отец), Коянкоз (наша местность) и Сары Озек (станция).
Подавив свое волнение, я попросил их провести меня к зимовке его отца, в урочище Сыдык Сай. Когда приехали туда, я спросил джигита помнит- ли он что- нибудь? Он без того был очень взволнованным и начал ходить туда- сюда, без конца выговаривая. Когда он показал место стоянки кошары, дома и руками вырыл с места очага золу, я уже не стерпел, а заплакал, обливая его горькими слезами…
Вот так нашелся Кайсар, единственный сын Сыдык Торе, через почти 25 лет. Я немного погодя, когда он довольно сносно научился говорить по- казахский, рассказал ему, что мать его Шарбану жива, вернулась с Китая в 50-х годах под другим именем Батима и живет с одним человеком в нашей Талдыкорганской области. Чуть позже я их свел и они начали вместе в одном ауле жить….

Все когда-то начиналось…
Посмотрите ещё раз на эту фотографию и Вы, уважаемый читатель увидите там что- то необыкновенное…
Да, это Кайсар ата названный так самим великим Омар Торе, желая новорожденному несгибаемости, непоколебимости.
У него отобрали все: детство, отца, мать, имя матери, родной дом, имущество даже родную фамилию, так как его когда сдавали в детдом, тот добрый человек назвал свое имя и ему дали это как фамилию. Только не отобрали гордость, либо если умрет гордость, то умирает и душа! Может быть, когда есть сейчас у него дети, внуки его душа приобрела долгожданный покой и спокойствие? А может его душа никогда этого не приобретет….

Азамат Ак, Талдыкорган, 2011.
Aigul
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 16:25

Вернуться в Рода не входящие в жузы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1