Золотая лихорадка
№ 39 (17154) от 04.03.2011 Ссылка: http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=49956
Ольга ХРАБРЫХ, Алматы
Кто из нас не читал "Острова Сокровищ" Роберта Стивенсона и не грезил найти настоящий клад? Для кладоискателя из Иркутска Рудольфа Кавчика (на фото) детская мечта плавно переросла в увлечение всей жизни. Сейчас он приехал в Казахстан в поисках легенд, связанных с Шелковым путем, кладом Чингисхана и Отрарской библиотекой.
Вот уже на протяжении 20 лет Рудольф занимается поиском сокровищ. Надо сказать, что под это определение попадает не столько сундук, набитый доверху золотом, сколько вполне рядовые вещи: нательные крестики, иконки, монеты, наконечники стрел и другие предметы давно ушедшей эпохи. Для кладоискателя каждая вылазка в заброшенную деревню или улус – своего рода погружение в прошлое.
– Странное чувство испытываешь, когда в твоей руке оказывается монетка, которую последний раз держали в руках двести лет назад, – признается Рудольф. – Того человека уже нет, его имя, возможно, хранится лишь в памяти потомков, а скорее всего, вообще нигде не хранится, но полушка или денежка, потерянная им в собственном дворе, прошла через все эпохи, и ей ничего не сделалось...
Для Рудольфа кладоискательство не средство обогащения, а прежде всего любимое хобби, как для кого-то рыбалка, охота, сбор грибов или ягод. Не последнюю роль играет и азарт.
В поиске сокровищ без специального оборудования и металлодетекторов не обойтись. Современная техника может находить металлы на значительной глубине, различать их и является главным оружием современного охотника за кладами. Именно такие металлодетекторы и продает фирма Рудольфа, филиал которой открылся в южной столице. Впрочем, в Казахстан искателя приключений привели не только организационные дела компании, но и интерес к истории нашего края.
– Все началось с моего первого путешествия два года назад по Шелковому пути. Казахстан увлек меня настолько, что я просто влюбился в него. Очень быстро я встретил здесь единомышленников и новых друзей, – рассказывает Рудольф Кавчик. – Осенью прошлого года недалеко от Алматы мы даже организовали первый слет казахстанских кладоискателей. Его участниками стали 15 человек, увлеченных этим хобби. Главная цель встречи – знакомство. Знакомство с людьми, интересующимися историей своего края и металлопоиском. Я надеюсь, что такие слеты станут доброй традицией. В дальнейшем я также надеюсь организовать в городе Алматы клуб любителей природного поиска и открыть при своей организации музей находок. Следующим нашим шагом станет знакомство с археологами и взаимообмен знаниями и опытом.
– Чем же выгодно такое сотрудничество?
– Обычно мы исследуем те места, которые выпадают из поля зрения исторической науки, так называемую этнографическую современность, или помогаем археологам при раскопках. В этой связи вспоминается наша экспедиция на Дальний Восток. Помню, как на берегу ручья, у тропы, ведущей к древнему городищу, куда бы археологи в жизни не заглянули, мы нашли весьма ценные экспонаты – два шлема ХII века, относящиеся к эпохе Чжурчжэней. Теперь они хранятся в дальневосточном музее имени Арсентьева. Все подробности можно узнать в Интернете на нашем сайте www.kladoiskatel.ru.
– Какую из находок вы считаете самой ценной?
– Однажды мой товарищ Иван Бутаков обнаружил на чердаке дома в Иркутске красивейший серебряный пояс знатного армянина, датируемый ХVIII веком. Это сокровище мы передали в Эрмитаж, в благодарность от музея получили 8 000 евро. Есть и другие находки, которые мы отдаем в музеи как знак глубокой признательности людям, сохраняющим нашу историю.
– Запрещено ли искать клады?
– В некоторых странах существует запрет на кладоискательство, но это ведет только к сокрытию находок и недовольству людей и совсем не обогащает историю. Ведь человеку не запретишь заниматься любимым хобби, искать клады, создавать коллекции, интересоваться историей родной страны.
В этой связи для нас показателен пример Англии, где металлопоиск не только разрешен, но и приветствуется. Сотрудники английских музеев помогут атрибутировать находку, определят ее ценность, и если она интересна для науки, предложат ее выкупить. В случае отказа вас не будут преследовать и отнимать найденное, а просто подробно опишут вашу вещь, сфотографируют и занесут в каталоги.
– Я знаю, что вы ищете сокровища не только под землей, но и на чердаках, подвалах и под водой.
– Зачастую драгоценности прячут не от хорошей жизни, а в период невзгод, когда присутствует большая вероятность лишиться нажитого добра. И здесь наши страны, пожалуй, впереди планеты всей: революции, смуты, запреты, гонения. Представьте, что вам нужно быстро спрятать имущество и так же быстро извлечь его полностью или частично. Значит, нужно закопать его недалеко от своего жилья: в доме, сарае, бане, подвале, чердаке или в огороде, подальше от любопытных глаз соседей. Там и нужно искать. Последних два клада в минувшем году мы нашли в подпольях давно снесенных домов.
Большой улов сулит и пляжный поиск. В прошлом году московские пляжи дали мне почти 200 граммов золотых украшений: цепочки, колечки, подвески. Все это легко и безвозвратно теряется в воде отдыхающими. Такой вид кладоискательства для многих стал семейным увлечением. Кстати, металлодетектор прост в применении и его с легкостью может использовать и ребенок.
Под воду люди смогли заглянуть совсем недавно, с появлением акваланга. Все это время любая вещь, оброненная или специально утопленная, лежала на дне, и достать ее не представлялось никакой возможности. Сейчас, если вы вооружитесь подводным металлодетектором и аквалангом, вам не составит особого труда найти что-то безвозвратно утраченное. В прошлом году в реке Ангаре мы нашли пластмассового снеговика, заросшего тиной. В нем было почти 300 монет, правда, современных. Эту новость мы опубликовали в популярной иркутской газете в надежде найти хозяина игрушки. Очень хотелось бы узнать историю этого снеговика.
– Я знаю, что вы организовали сибирский монетный аукцион.
– С металлодетектором за сезон, если не лениться, можно найти более 1 000 различных монет. На этом аукционе мы и реализуем коллекционерам и нумизматам найденные нами монеты. Многие поисковики имеют собственные очень неплохие коллекции, пополняющиеся новыми экземплярами каждое лето. Есть у нас и своя газета "Кладоискатель и золотодобытчик", которая издается с 2001 года. В скором времени она появится и в Казахстане.
– А сколько стоят монеты?
– Стоимость монеты зависит не от даты ее выпуска, а от нумизматической редкости. В среднем, цена царских медных монет составляет 200–300 рублей. Чрезвычайно редко встречаются экземпляры стоимостью несколько тысяч долларов.
– Сейчас много говорят о кладе Чингисхана. Существует ли он на самом деле?
– В каждой легенде, где говорится о золоте Колчака, Наполеона, Чингисхана или еще кого-нибудь, есть доля правды. Как правило, они рождаются не на пустом месте. Наверно, каждый из нас знает или слышал подобную историю о зарытых прадедом сокровищах. Часто люди не придают таким рассказам значения, а напрасно. В этой связи вспоминается такой пример – на краю одной деревни мы нашли клад, о котором знали практически все жители. Оказывается, удиравший от красных барин спрятал свое богатство в саду под большим деревом. Оно стоит на этом месте и сейчас.
Но, наверное, менталитет сельчан помешал им выкопать клад, в итоге об этой истории узнали мы. С помощью металлодетектора в течение получаса мы без особого труда обнаружили сокровища. По моей статистике, каждая десятая легенда имеет под собой реальную основу. И таких историй я могу привести массу, иной раз просто поражаешься людскому неверию. Однажды в Тюмени мы нашли клад на берегу реки, раньше на этом месте стояла баня купца. На следующий день я снова вернулся туда и встретил рыбака, мы разговорились. Узнав о моем увлечении, он отложил удочку и повел меня по направлению к сокровищам купца. Он стоял на том самом месте, где я вчера откопал кубышку, тыкал пальцем в землю и говорил о несметных богатствах. Я пожалел рыбака и не стал рассказывать о вчерашней находке.
– Возвращаясь к теме клада Чингисхана, смею предположить, что он находится в Монголии?
– Я думаю, это вряд ли. Потому что сколько мы ни путешествовали по этой стране, признаков существования золотой империи, державшей 200 лет под игом не только Россию, но и часть Азии, не обнаружили. Я думаю, что заветный клад находится здесь, в Казахстане, но эту теорию еще предстоит проверить.