Символика пищи. B военной обрядности кочевников

Символика пищи. B военной обрядности кочевников

Сообщение Tamerlan » 08 июл 2014, 06:09

Кочевой быт тесно связан с военным. Как и у других кочевников, внутренними факторами, определявшими напряженный, по существу военизированный, ритм жизни казахского общества, являлись феодальная раздробленность, межродовые и межплеменные столкновения, порождаемые спором из-за пастбищ, взаимные угоны скота, обычай кровной мести.

Их усугубляли тяжелейшие события внешнеполитического характера: столкновения на юге со среднеазиатскими ханствами, набеги волжских калмыков, борьба с джунгарскими завоевателями. В силу этого, казахское общество XVII – начала XX века определяется как военно-кочевое. По образному выражению С. Е. Толыбекова, «... степь с момента образования казахских кочевых ханств была полем постоянных военных дей-ствий». Одним из важнейших аспектов традиционной военной организации любого общества является снабжение армии, в том числе и продовольствием. В статье речь пойдет о специфике ритуалов, связанных с походной пищей, в системе военно-кочевого быта казахов.

Постоянной армии в казахских ханствах не существовало. Вместо нее по мере необходимости собиралось народное ополчение, выступавшее под предводительством хана, султанов и батыров. Воинская повинность была обязательна для всех мужчин, способных ее нести.
На принцип формирования вой-ска у казахов оказала существенное влияние монгольская система подразделения на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Однако Б. Я. Владимирцов считал эту систему «очень древним обыкновением кочевников Средней Азии, идущим из дали веков». Основной структурной единицей казахского ополчения, соотносимой с десяткой монгольского войска, была қос – группа людей, «питающихся из одного котла». Ответственным за приготовление и распределение пищи в косе был қазаншы (қазан – «котел», букв. «распорядитель котла»), или асбасшы (ас – «пища», букв. «распорядитель пищи»). Назначали казанши предводители ополчений (батыры) на военных советах перед выступлением в поход.

Как уже неоднократно отмечалось в литературе, в повседневном быту кочевников-скотоводов важное значение имели мясные и молочные продукты. От их правильного соотношения в системе ежедневного и особенно круглогодичного питания зависело нормальное функционирование человека. Основными продуктами, потребляемыми казахами во время походов, тоже были мясные и молочные.

Продовольственных обозов, характерных для армий оседлых народов, у кочевников не существовало. Обычно рядом с войском специально выделенные люди гнали табуны лошадей и стада верблюдов. Предпочтение этих видов скота объяснялось тем, что, во-первых, они хорошо приспособлены к длительным переходам, во-вторых, доставляют воинам свежее молоко и мясо и, что немаловажно, дают эти продукты в большом количестве.

С. Е. Толыбеков писал: «Стада и табуны в военном походе кочевников были источником питания, транспортом и орудием войны (в особенности лошади и верблюды)».
Еще более лаконично выразился по этому поводу Л. Н. Гумилев: «Кочевники... имеют провиант в живом виде».

Во время походов, как и в каждо-дневном быту, свежее мясо употребляли преимущественно в вареном виде. Его складывали в сумки, приторачиваемые к седлу. В тех случаях, когда условия военных действий не давали возможности расположиться лагерем и приготовить горячую пищу, кочевники пользовались запасами вареного мяса. Когда они кончались, чувство голода подавляли с помощью кусочка конского или верблюжьего сухожилия (сіңір); считалось, что сіңір тоқ қылады – «сухожилие делает сытым».

Кроме того, использовали различную консервированную мясную снедь, особенно из конины, а также сушеное, вяленое, копченое мясо. Консервированная мясная пища чрезвычайно удобна в качестве дорожного провианта – она может сохраняться 5-6 месяцев, иногда до года.

Существенным достоинством мясной пищи является высокая калорийность. Конина содержит в своем составе все необходимые вещества и отличается от мяса других животных большим содержанием углеводов. Конский жир переваривается легче, чем говяжий или бараний. Он богат насыщенными жирными кислотами, оказывает благоприятное влияние на обмен холестерина. В отличие от мяса других животных конина не застывает на морозе. Это свойство конины ценилось у многих кочевых народов.

В «Исторических преданиях о батырах XVII века», записанных Ч.Ч. Валихановым, приводится характерный способ приготовления походной пищи: «Во время преследования торгоутов, бежавших из России, киргизы (казахи) расположились на бивак, варили в своих походных котлах сушеное конское мясо, разводили в турсуках курт с водой; словом, завтракали и подкреплялись на целый день».

Особым видом походной мясной пищи был түймеш – размолотое в ступе мясо, которое высушивали и хранили в желудке овцы. Растопив его в кипятке, получали сытное наваристое блюдо.
Другим видом походной пищи являлся вареный овечий курдюк (құйрық май). В холодное время года воин опоясывался им и таким образом перевозил пищу, одновременно согревая себя. Интересно, что курдюк давали и верховому коню в случае, когда кончался корм. Считалось, что такой конь отличается выносливостью.

По-видимому, традиция накладывания курдючного сала на тело вокруг пояса в походных условиях была известна в практике кочевников издавна. Косвенное свидетельство в пользу этого предположения мы находим у Рашид ад-Дина (XIII в.). Им так описано страшное наказание, примененное Хулагу-ханом в отношении изменника, владетеля Мавсиля мелика Салиха: «Хулагу-хан весьма гневался на Салиха и повелел, чтобы его снаружи обложили курдючным салом, завернули в кошму, обвязали крепкой веревкой и бросили на летнее солнце. Через неделю в сале завелись черви и начали поедать несчастного, пока он в мучениях и страданиях через месяц не отдал милую душу».

Характерным способом приготовления пищи в походных условиях было жарение и запекание на открытом огне или в горячей золе, что нетрадиционно для обычного кочевого быта. Так, на вертеле жарились печень, селезенка, почки, толстая кишка лошади.

В исключительных случаях в военное время в пищу использовали мясо верховых лошадей погибших воинов. Как известно, верховой конь у кочевников в обычной жизни не предназначался в пищу. Съесть верхового коня считалось предосудительным, «позорящим, в высшей степени не-этичным». Поедание же коня побежденного противника расценивалось как «нарочитое надругательство». Снятие запрета на использование в пищу мяса верхового коня в условиях военных действий объясняется, по-видимому, исключительной ролью конины в питании воинов.
В пищу шло также кобылье и верблюжье молоко. Как известно, кочевники не употребляли молока в сыром виде. Ими издавна были подмечены антибиотические свойства кисломолочных продуктов, употребление которых нейтрализует гнилостные процессы в кишечнике.

Казахи готовили кисломолочные продукты из кобыльего (қымыз) и верблюжьего (шұбат) молока. Ценность этих продуктов в походных условиях определяется тем, что один литр верблюжьего и кобыльего молока обеспечивает суточную потребность организма почти во всех витаминах. Двух литров заквашенного верблюжьего молока в день достаточно, чтобы человек в жаркой пустыне перестал думать о воде и пище.

В пищу употребляли и жидкие кисломолочные блюда из овечьего молока: қатық, айран, шалап и др. По поводу кисломолочных продуктов казахов Л. П. Потапов писал: «Исключительная простота и быстрота приготовления жидкой молочной пищи как нельзя более соответствовали кочевому быту казахов.

При частых и длительных передвижениях, связанных с необходимостью большую часть времени дня находиться в седле, жидкая молочная пища в теплое время года была весьма удобна для наездника. Она висела тут же, рядом, в кожаной посуде, привязанной к седлу, и чтобы утолить голод или жажду не нужно было даже слезать с седла».

Нуриля Шаханова, доктор философии

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/2017.html
Tamerlan
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 08:46

Re: Символика пищи. B военной обрядности кочевников

Сообщение Tamerlan » 08 июл 2014, 06:11

Первоначально готовить кумыс научились кочевники казахских и монгольских степей. Технологию приготовления кумыса кочевники долгое время хранили в тайне. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли. Первое же упоминание о кумысе можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484—424 гг. до н. э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путем сбивания кобыльего молока в глубоких кадках. Описание кумыса можно встретить и в древнерусской «Ипатьевской летописи», которая свидетельствует, что князю Игорю Северскому удалось бежать из половецкого плена, воспользовавшись тем, что стражники опьянели от выпитого «млечного вина»). Описание кумыса оставил И французский монах-миссионер XIII века Вильгельм Рубрикиус. Рассказывая о своем путешествии в «Татарию» в 1253 году, он впервые подробно описывает приготовление, вкус и действие кумыса.

Обычно кумыс содержит от 0,2 % до 2,5 % этилового спирта. Крепкий натуральный кумыс может содержать до 4,5 % спирта. Существует казахский способ приготовления особо крепкого кумыса с содержанием спирта более 40 % (так называемый асау кумыс — необузданный кумыс или буйный кумыс). Ислам запрещает потребление алкоголя, при этом в Коране кумыс не под запретом, потому является единственным опьяняющим напитком у мусульман.

КумысУ тех, кто пьет кумыс, повышается аппетит. Переходя быстро из желудка в кишечник, кумыс вызывает усиление перистальтики, то есть сокращение мышц кишечника, которые способствуют передвижению пищевой массы и непереваренных остатков пищи. Кумыс всасывается и усваивается в организме очень быстро. В результате значительно увеличивается вес тела, улучшается обмен веществ. В жаркую погоду питье кумыса вызывает обильное выделение пота, а в холодную — усиливает выделение мочи, что способствует удалению из организма вредных «шлаков», затрудняющих обмен веществ. Кумыс довольно быстро снимает похмельный синдром, сохраняет молодость кожи, замедляет развитие рака. Этот напиток повсеместно признан общеукрепляющим.

Первый кумысолечебный санаторий был организован в 1858 году доктором Н. В. Постниковым близ Самары. Постников всего в трёх словах выразил сущность действия этого чудодейственного напитка на организм человека: «nutrit, roborat, etalterat» — «питает, укрепляет, обновляет». Позднее кумысолечебницы были организованы в Поволжье, Бурятии, Киргизии, Башкирии. Кумысолечение проводилось и в обычных лечебных учреждениях других районов. К кумысотерапии прибегали Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. «Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно и голод, и жажду. На кумысе через неделю чувствуешь себя бодрым, здоровым, мягко дышишь, лицо приобретает хороший цвет» – писал о действии кумыса врач В.И. Даль (1843 г.), больше известный как составитель Толкового словаря живого великорусского языка. Великий русский писатель Л.Н. Толстой ездил пить кумыс в Сальские степи и башкирские деревни.Организованное кумысолечение осуществлялось только в бывшем СССР. С распадом СССР перестала существовать и организованная сеть здравниц, практикующих кумысолечение.

Производство кумыса – дело весьма трудоемкое и затратное, если готовить его по правилам. Кобыла доится с интервалом через час, так как вымя у кобыл маленькое и каждая дойка даёт лишь около 1 литра молока, за весь день дойки собирается около 5 литров молока. При дойке обязательно подводится жеребёнок, который начинает сосать вымя, иначе кобыла не даст доить, затем он отводится и дальше доит доярка. Молоко переливают в чистую деревянную колоду, сделанную, например, из липы. Это нужно для того, чтобы кумыс не имел посторонних запахов и привкусов. В молоко добавляют закваску на основе крепкого зрелого кумыса. И при температуре 18-20 градусов эту смесь вымешивают в течение часа и более. Кумыс, образуется путем смешанного брожения – спиртового и молочно-кислого. При кумысном брожении белок распадается до легкоперевариваемых веществ: пептонов, альбуминов, полипептидов. А молочный сахар превращается в молочную кислоту, этиловый спирт, углекислоту и целый ряд ароматических веществ. Все это объясняет высокие питательные свойства кумыса, его лёгкую усвояемость, приятный вкус и аромат. После вымешивания эту смесь разливают, закупоривают в пол-литровые стеклянные бутылки и оставляют в теплом помещении – тут начинается процесс дозревания и аэрации, самогазирования. В зависимости от времени созревания, кумыс делят на 3 категории: слабый (с момента закваски прошло 5-6 часов); средний (тот, что созревал 1-2 суток); крепкий (бродил около 3 суток). Кумыс содержит меньше жира и белка, чем коровье молоко, зато сахара в нем в 1,5 раза больше.

Питательные вещества кумыса усваиваются почти полностью (до 95%). К тому же его употребление резко повышает усвояемость белков и жиров, содержащихся в других продуктах питания
Tamerlan
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 08:46

Re: Символика пищи. B военной обрядности кочевников

Сообщение Tamerlan » 08 июл 2014, 06:31

Страсти по кумысу
Строительство кумысной фермы ИООО «БелКумысПром» планируют завершить уже через год. А пока у нас есть возможность поближе познакомиться с новым для белорусов продуктом – кумысом – и подробнее узнать его историю и лечебные свойства.

Знакомьтесь: кумыс

Кумыс — лечебный, живительный, экологически чистый напиток. Являясь продуктом спиртового и молочнокислого брожения натурального кобыльего молока, он питает, укрепляет и обновляет организм человека. Кумыс имеет кисловато-сладкий вкус, при употреблении слегка щиплет язык. Кумыс пользуется большим спросом у населения практически везде, где налажено его производство. Чудодейственная сила напитка кроется в его уникальном составе, ведь в кумысе есть все нужное нашему организму, от белков до микроэлементов.
По количеству и составу белков и лактозы кобылье молоко наиболее приближено к женскому; научно доказано, что в нем содержится в 10 раз больше витаминов, чем в коровьем. В ходе брожения в кумысе появляются новые полезные вещества: витамины групп А, В, С, Е, РР B, кальций, калий, натрий, биотин, фосфор, фолиевая и пантотеновая кислоты, незаменимые линолевая и линоленовая низкомолекулярные жирные кислоты, в малых количествах: кобальт, медь, йод, цинк, калий, натрий, хром, железо, алюминий, титан, кремний. Кумыс по праву называется «живым напитком», так как в его состав входят молочные дрожжи и особая закваска (чистые культуры молочнокислых палочек: болгарской и ацидофильной). Питательные составные части кумыса (белки, жиры, сахар) усваиваются организмом почти полностью – до 95%. Кроме того, кумыс способствует повышению усвояемости полезных элементов, содержащихся в пище. Пере¬вариваемого белка в литре кумыса имеется около 20 г, что соответствует количеству белка в 100 г мякоти говядины средней упитанности. Калорийность 100 г кумыса составляет 30 – 40 ккал.

Кумыс называют живой водой, эликсиром молодости, белым вином, башкирским шампанским, богатырским и божественным напитком, белым золотом и даже космосом.

Кумыс в истории

Человек стал употреблять кобылье молоко в пищу очень давно. Первыми готовить кумыс научились кочевые народы казахских и монгольских степей в энеолите (5500 лет назад). Технологию приготовления кумыса кочевники веками хранили в тайне, а тех, кто ее разглашал, ослепляли. В Китае уже 3000 лет назад этот напиток считали целебным и даже священным продуктом. На Востоке шейхи называли кумыс «лекарством, благословленным Аллахом», а для его получения содержали большие табуны кобыл. Известно, что египетская царица Клеопатра ежедневно принимала ванну из кобыльего молока для сохранения красоты и молодости. Доказано, что секрет долголетия горных жителей заключается именно в регулярном употреблении кумыса.

Письменное упоминание о кумысе можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н.э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путем сбивания кобыльего молока в глубоких кадках.

В древнерусской истории известно описание кумыса в 1182 году в «Ипатьевском списке», где рассказано о побеге князя Игоря Всеволодовича из половецкого плена благодаря тому, что сторожа напились кумыса и, опьянев, крепко заснули.

Подробно процесс приготовления кумыса из кобыльего молока описал французский монах и миссионер XIII века Гильом де Рубрук в своем «Путешествии в восточные страны». Характеризуя напиток, он называл его космосом и говорил следующее: «при питье щиплет язык так же, как вино с прибавкой свежего винограда, а когда человек перестает пить, оно оставляет на языке вкус миндального молока и доставляет много приятности внутренностям человека, слабые же головы даже опьяняет».

Упоминает о кумысе и Марко Поло, живший в 1254-1323 годах, называя его любимым напитком татар и сравнивая его с белым вином. Одно из первых упоминаний о кумысе, как о лечебном средстве, найдено в трудах Авиценны, который почти 1000 лет назад вылечил этим напитком от мочекаменной болезни визиря Сухайлия.

С позиции медицины значение кумыса определил в трех словах основатель первой в мире школы кумысолечения доктор Нестор Васильевич Постников: «nutrit, roborat et alterat» (питает, укрепляет и обновляет). Он в 1858 году в шести верстах от Самары открыл первый санаторий для лечения больных туберкулезом и другими изнурительными болезнями с помощью кумыса. Сам доктор постоянно пил кумыс и дожил до 93 лет, ведя активную трудовую жизнь.

Сторонниками кумысолечения были основоположники русской медицины – И.И. Мечников, Ф.И. Иноземцев, В.А. Манасеин, Г.А. Захарьин, Н.В. Склифосовский.

С.П. Боткин назвал кумыс «прекрасным средством при лечении легочных туберкулезных больных», а Г.А. Захарьин отмечал, что «слава кумыса как лечебного средства вполне заслуженная...», и утверждал, что кумыс является самым лучшим средством для укрепления сил. Кумыс обожали многие великие русские писатели. Л.Н. Толстой приезжал в башкирские степи «на кумыс» в течение 20 лет. Из писем Толстого в Ясную Поляну: «…То, на что я жаловался — тоска и равнодушие — прошли: чувствую себя приходящим в скифское состояние, и все интересно и ново. Скуки не чувствую никакой…» «…Здоровье мое хорошо. Боюсь сказать, но, кажется мне, что я поправился и потолстел. Нервы мои окрепли наверное… В кумыс я только что впился. Пью его с большим удовольствием, чем прежде… Кумыс — удивительный напиток. Здесь было человек 10 больных разнородных, и все положительно поправились…»

О целительных свойствах кумыса писал и А.П. Чехов в 1901 году, находясь на кумысолечении в Андреевском санатории (ныне санаторий имени Чехова): «Пью кумыс и в одну неделю, можете себе представить, увеличился на 8 фунтов». Спустя пять дней в другом письме: «Прибавился на 11 фунтов, кумыса пью по 4 бутылки в день».

«Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно и голод, и жажду. На кумысе через неделю чувствуешь себя бодрым, здоровым, мягко дышишь, лицо приобретает хороший цвет» – писал о действии кумыса врач В.И. Даль (1843 г.), больше известный как составитель Толкового словаря русского языка.

Положительная оценка целебных свойств кумыса крупнейшими учеными XIX века наряду с восторженными отзывами врачей и больных содействовала развитию кумысолечения в России. В XX веке советскими учеными были разработаны научно обоснованная технология ведения молочного коневодства и промышленная технология приготовления кумыса. Из России идея целенаправленного получения молока кобыл для дальнейшего потребления и переработки распространилась и в страны Европы.

Сегодня популярность кумыса для лечебного питания возрастает. Так, в совершенно не степной Германии насчитывается 40 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве продуктов из кобыльего молока. Самому известному и самому крупному – Kurgestut Hoher Odenwald – уже 50 лет. Здесь делают кумыс, производят сухое кобылье молоко и отличную косметику на основе кобыльего молока: лосьоны, мыло, шампуни и гели для душа. 30 ферм по производству кобыльего молока работают в Бельгии. Только одна из них – Horse Dairy Farm Brabanderhof – ежегодно поставляет до 75 тысяч литров (205 литров в день) целебного напитка в страны Европы и в Америки на сумму 580 000 евро. В Австрии на основе кобыльего молока производится иммуностимулирующая эксклюзивная косметика компании STYX Naturcosmetic. Есть кумысные фермы и во Франции. А еще европейцы на основе кобыльего молока делают детское молочное питание, т.к. кобылье молоко по своему химическому составу (процентному содержанию лактозы, качеству белка, жира, витаминов) наиболее приближено к материнскому.

Районом исторически сложившегося кумысоделия и кумысолечения является Башкирия. Там функционируют климато-кумысолечебные противотуберкулезные санатории: им. Аксакова, Алкино, Глуховская, Шафраново, Юматово. Санатории имеют собственные конефермы и цеха по производству кумыса, который как лечебный фактор используется круглый год. Кумысолечение применяют также в противотуберкулезных санаториях в Воронежской, Челябинской, Волгоградской, Курганской, Новосибирской, Ульяновской областей, Республике Марий Эл. В Беларуси кумысолечение, к сожалению, не практикуется, т.к. для этого необходимы бесперебойные поставки целебного кисломолочного напитка в санатории и медицинские центры.

В странах Средней Азии и в наши дни сохранились древние традиции, связанные с употреблением кумыса. Например, свежеприготовленный кумыс первым дают попробовать самому уважаемому и старейшему члену семьи. А еще кумыс никогда не пьют в одиночку, только в кругу близких и друзей. Нельзя проливать кумыс на землю или выливать недопитый кумыс из чашки – обязательно нужно допить.

Как производят кумыс

Одним из основных условий получения высококачественного кумыса является соблюдение чистоты и всех санитарно-гигиенических требований. Свежее кобылье мо-локо, сразу же после надоя, сливают в продолговатые бочонки. В молоко кладется специальная кумысная закваска дрожжей и смеси болгарской и ацидофильной палочек. В течение нескольких часов при температуре 18-20°С молоко вымешивается (для активации спиртового брожения). После получения первой порции продукта до 2/3 его разливают по чистым стеклянным бутылкам для созревания, а к остальной части добавляют свежее молоко и вновь продолжают вымешивать.

Кумыс – продукт двух видов брожения молочного сахара: кисло-молочного, под действием бактерий типа болгарской палочки, и спиртового, которое вызывают дрожжи типа торула. Размножение дрожжей в кумысе, так же как и молочнокислых бактерий, происходит наиболее интенсивно в начале процесса брожения; к концу первых суток в 1 мл кумыса содержится до 170 млн. дрожжевых клеток. Постепенно в этом химическом процессе белок распадается до легкоперевариваемых веществ (пептонов, альбуминов, полипептидов), а молочный сахар превращается в молочную кислоту, этиловый спирт, углекислоту и целый ряд ароматических веществ. Вот почему кумыс такой питательный и полезный.

В зависимости от времени созревания, кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно 1; 1,5 и 3%.

Следует отметить, что кобылье молоко собирается гораздо сложнее, чем коровье или козье. Кобылу доят 6-8 раз в день, молоко образуется интенсивно, но срок дойки ограничен: у доярки есть не более 2 минут, чтобы очень быстро выполнить свою работу. В день одна кобыла дает около 5 литров молока.

Лекарство от всех болезней

Востребованность кумыса с каждым годом возрастает. Объясняется это тем, что люди вслед за учеными тоже осознали, что он является одним из наиболее полезных кисломолочных продуктов.

Кумыс рекомендуется в следующих случаях:

1. Лечение туберкулеза. В результате жизнедеятельности дрожжевых клеток и молочнокислых бактерий в кумысе образуются анти¬биотические вещества, способные убивать гнилостные микроорганизмы. В этом отношении кумыс обладает свойствами, подобными пенициллину, стрептомицину и другим антибиотикам, широко приме¬няемым в медицине. До открытия антибиотиков кумыс был единственным средством лечения и профилактики легочного туберкулеза. Поэтому и в настоящее время медицина использует его в комплексе с другими лечебными средствами при туберкулезе легких.

2. Лечение дизентерии и брюшного тифа. 3. Лечение анемии. Богатое содержание железа в кумысе повышает уровень гемоглобина в крови и увеличивает количество лейкоцитов, которые являются надежными защитниками нашего организма.

4. Лечение и профилактика болезней печени и мочекаменной болезни. Кумыс повышает защитную функцию печени, увеличивая в ней запасы гликогена.

5. Лечение заболеваний ЖКТ, в частности язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического гастрита и хронического бескаменного холецистита, хронического энтероколита, функциональных расстройств желчного пузыря и толстой кишки. В кумысе имеются антибиотические активные вещества, которые не только уничтожают гнилостную микрофлору желудка и кишечника, но и помогают полезным бактериям выживать в кислой среде желудка.

6. Лечение легочных заболеваний и болезней органов дыхания неспецифической этиологии.

7. Лечение заболеваний центральной нервной системы. Кумыс оказывает тонизирующее действие на нервную систему человека, является мощным биостимулятором организма.

8. Улучшение пищеварения, чему способствует молочнокислое и спиртовое брожение, происходящее в кумысе. В кумысе содержится в среднем 390 мкг/л витамина В, что вполне достаточно для восстановления нормальной работы пищеварительных желез.

9. Улучшение обмена веществ. Кумыс всасывается и усваивается организмом незамедлительно. Употребление кумыса в жаркую погоду способствует выделению пота, а в холодную — мочи, что ведет к удалению из организма различных вредных для него веществ — «шлаков», затрудняющих обмен веществ.

10. Улучшение работы сердца. Кумыс снижает уровень холестерина в организме и возбуждает деятельность сердечно-сосудистой системы.

11. Лечение атеросклероза и гипертонии.

12. Замедление процесса старения. Кумыс рекомендуется пить женщинам в любом возрасте. Этот волшебный напиток замедляет процесс старения клеток организма и помогает надолго сохранить молодость и свежесть кожи.

13. Средство от похмельного синдрома. Кроме всего вышесказанного, кумыс – самое лучшее средство от похмельного синдрома. Он отлично утоляет жажду, быстро снимает головную боль и приводит человека в чувство.

14. Повышение потенции у мужчин при постоянном применении кумыса.

15. Улучшение аппетита и повышение усвоения организмом кальция. Вследствие быстрого перехода из желудка в кишечник кумыс усиливает перистальтику, т.е. сокращение мышц кишечника, способствующее ускоренному передвижению пищевой массы и непереваренных остатков пищи.

16. В стрессовых условиях кумыс помогает справиться с повышенными нагрузками на организм (умственными и физическими).

17. Кумыс поднимает общий тонус организма.

18. При аллергическая реакция на казеин (основной белок коровьего молока). По причине того, что кобылье молоко относится к другой, альбуминовой группе, люди с аллергией на казеин получают возможность включить кумыс в свой рацион, тогда как ранее кисломолочные продукты были для них недоступны.

19. При жаркой погоде кумыс – самое лучшее средство борьбы с жаждой.

20. Для диетического питания. Диетические свойства продуктов на основе кобыльего молока обусловлены уникальной биологической ценностью основных компонентов сырья — белка, жира, высоким содержанием в нем энергетического компонента — лактозы, хорошей перевариваемостью и усвояемостью компонентов.

21. При многих других заболеваниях, вызывающих снижение защитных сил организма (инфекционные, ревматические и даже онкологические болезни).

Целебные свойства кумыса были официально подтверждены еще в СССР Решением Президиума медицинского совета Министерства здравоохранения РСФСР от 26 октября 1979 года. Учитывая уникальные лечебные, диетические и питательные качества кумыса, а также современную экологическую обстановку и состояние здоровья среднестатистического белоруса, развитие молочного коневодства в нашей стране жизненно необходимо в настоящее время.

По данным ВОЗ, каждую секунду 1 человек в мире инфицируется туберкулезом, каждые 4 секунды – заболевает и каждые 10 секунд – умирает. В Беларуси борьба с туберкулезом является одним из приоритетных направлений деятельности Программы развития ООН. Всего на учете в противотуберкулезных диспансерах Беларуси состоят около 10 тысяч пациентов, с каждым годом цифра уменьшается в среднем на 4%. Однако каждый третий из вновь выявленных больных имеет мультирезистентную (устойчивую к лекарствам) форму туберкулеза. Основной метод лечения – химиотерапия. Недавно появился новый метод – аутологичная трансплантация мезенхинальных стволовых клеток крови. Применение лекарственных средств совместно с кумысолечением обеспечит рост количества людей, поборовших туберкулез.

Кумысолечение: как правильно пить кумыс

Приступая к кумысолечению, следует помнить, что кумыс – это специфический напиток, к которому нужно привыкнуть. Поэтому врачи рекомендуют начинать с небольших доз до 50 мл, постепенно увеличивая разовую дозу до 250 мл, доведя суточную норму потребления кумыса до 1 литра. Пить кумыс следует до шести раз в день, за 1-1,5 часа до еды.

Очевидно, что для достижения описанного выше лечебного эффекта, необходимо регулярное употребление кумыса по установленному графику. Если пить кумыс всего один день – это приятный освежающий напиток, но если 30 дней подряд – это лекарство. Сильное, эффективное и безопасное.

Тот, кто пьет настоящий кумыс систематически или хотя бы три месяца в год, спокоен, энергичен, физически силен, психически здоров, полон оптимизма, желания творить, жить, на болезни не жалуется.

Противопоказаний к употреблению кумыса практически не существует. Единственное ограничение существует для больных гастритом, имеющих повышенную кислотность желудочного сока.

Таким образом, кумыс является ценным продуктом питания для здоровых людей и всех, кто стремится быть всегда бодрым, молодым и счастливым. Задача на перспективу ООО «БелКумысПром» – сделать кумыс общедоступным напитком для белорусов, чтобы населелние в городах и в сельской местности имело возможность круглый год пить кумыс, так же, как и коровье молоко. И особенно приятно осознавать, что первая кумысная ферма Республики будет построена именно в Логойском районе.

http://www.kumys.by/index.php/8-stati-o ... umyse.html
Tamerlan
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 08:46


Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2