Шайбанидская историческая литература

Шайбанидская историческая литература

Сообщение Anna » 23 май 2013, 09:50

К одному из замечательных историко-литературных памятников средне­вековья отно­сится труд историка, поэта, правителя — основателя империи Великих Моголов в Индии — Бабура (1483-1530), известного в историогра­фии как «Бабур-наме» («Записки» Бабура»). В раннем возрасте Бабур был наследным правителем Ферганы. Со временем принимал актив­ное участие в междоусобной борьбе за создание централизованного государства Тимуридов в Средней Азии. Однако, пришедший из Дешти Кыпчака Мухаммад Шайбани положил ко­нец династии Тимуридов. Это обстоятельство вынудило Бабура направиться в 1504 г. в Аф­ганистан, откуда он совершал походы на Среднюю Азию и Индию. В 1526 г. Бабур основал династию Великих Моголов, где правилдо 1530 г. Бабур был не только свидетелем, но и не­посредственным участником мно­гих событий той эпохи. «Записки» представляют собой весьма ценный источник по истории Средней Азии, Афганистана и Индии. В этой книге дана наиболее полная картина нравов того времени.

Для истории Казахстана особенно значимы сведения Бабура о могулах, государстве Абулхайра в Восточном Дешт-и Кыпчаке, об участии в политических перипетиях Мухам­мада Шайбани, об институте казакования, исторической географии Южного Казахстана и Жетысу, этнической истории казахов, равно как узбеков, киргизов и других тюркоязычных народов Средней Азии.

* В казахстанской историографии есть имена выдающихся исследователей, которые незаслуженно забыты в советское время.

^ Утемиш – хаджи средневековый историк. Выходец из влиятельной семьи. Он служил в государственном аппарате среднеазиатских ханств. Его труд «Чингиз - наме» к числу тех сочинений по истории Золотой Орды, которые многие годы были неизвестны исследователям. Текст написан по поручению Шайбанида Иш - султана в первой половине ХVΙ века

Первые сведения об этом труде мы встречаем в трудах Е.Ф.Коль, В.В.Бартольда, А.З.Валидова. В казахстанской историографии впервые обратил на эту рукопись замечательный востоковед Вениамин Петрович Юдин (1928 - 1983гг.). Он родился в г. Волгограде, окончил в 1950г. Московский институт востоковедения. В 1955г. приглашен на работу Казахский государственный педагогический институт им. Абая, где читал лекции по древней и классической уйгурской литературе. В 1961 году он полностью перешел на научную работу, до конца своей жизни был научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Его перу принадлежит около 80 научных публикаций на востоковедческую тематику.

Заслугой В.П.Юдина является то, что он выявил рукопись Утемиш-хаджи, перевел и подготовил к ее изданию с текстологическими примечаниями. В книге дана также факсимиле и транскрипция текста. При жизни он сумел подготовить книгу к изданию, а работу до конца довела супруга ученого Ю.Г.Баранова.

Источником для написания книги явились рассказы, предания чингизидов и представителей племен Дашт - и Кипчака о Чингизхане и его потомках. Письменные источники Утемиш - хаджи почти не использовал, наоборот, он степную устную историческую традицию письменно зафиксировал, в этом его особая заслуга. Утемиш - хаджи жил на триста лет позже, чем описываемые им ханы Золотой Орды. Поэтому его сообщения более или менее реальны и объективны. Он излагает идеологию чингизизма применительно к своей эпохе. Во времена Утемиш-хаджи политическая ситуация в степи была нестабильной. За власть боролась соперничавшие группировки шайбанидов и тукатимуридов. И поэтому сочинение Утемиш-хаджи имело и практическое значение. Так как здесь анализировалас деятельность чингизидов общественно-политиечском, социално-правовом, морально-этическом, культурном и мировоззренческом аспектах.

Внимательное изучение данного источника дает нам ответ на многие вопросы истории Казахстана периода позднего средневековья. Для нас представляет важное значение сообщение «Чингиз-наме» о политическом строе, этническом составе населения, хозяйственной и культурной жизни Золотой Орды. Книга охватывает время правления чингизидов ХΙΙΙ - ХΙV веков. Это примерно периоды правления от Бату хана до Тохтамыша. Если учесть, что данный период истории Казахстана менее изучен, то ценность этого сочинения возрастает.

Автор много путешествовал по территории Центральной Азии, побывал во многих уголках Золотой Орды, встречался со многими аксакалами, знатоками шежире, устного народного творчества, у которых он извлекал материал. «Поскольку у меня было желание надлежащим образом знать об их (ханов Золтой Орды) обстоятельствах, - писал по этому поводу Утемиш-хаджи, - по этой причине отправлялся к тем, о ком говорили, что такой-то старый человек хорошо знает предания, и расспрашивал [его] и устанавливал истину, и, взвесив на весах разума, приемлемое сохранял в памяти, а неприемлемое отвергал». Как видно из источника, Утемиш-хаджи встречался с путешественниками из других стран, государственными деятелями, послами иностранных государств с целью получения у них информации. Внимательное изучение источника дает нам полагать, что он использовал и письменные источники, описывая некоторые события, он ссылается на Хронику и Дафтары Дост- султана. Так, например, излагая события 1557 -1558 гг., когда войска Хулагу хана встречаются с армией Берке хана, он ссылается на хроники Дост султана «В дафтаре», который находится у гордости султанов - его величество Дост султана, говорится, что Тоглы-Тимур этот стал великим государем, правилд Самаркндом и Бухарой.

Книга состоит из введения и девяти глав. В небольшой вводной главе Утемиш-хаджи. В остальных девяти главах описывается деятельность девяти ханов Золотой Орды: Чингизхана, Иджан хана, Саин хана, Шибан хана, Берке хана, Момук - Тимур хана, Токтага хана, Узбек хана, Джанибек хана, Бердыбек хана. Книга заканчивается приходом к власти в Золотой Орде Тохтамыш Оглана.

Утемиш-хаджи не только описывает деятельность вышеназванных ханов, но и подробно изучает социальные отношения в Золотой Орде, взаимоотношения золотоордынских ханов с местным населением завоеванных стран, описывая походы Шибан хана в составе армии хана Бату на Русь, Крым, Европу 1234 - 1238 гг., 1238 -1240 гг. он обращает внимание на местные топонимы. Мы здесь находим сведения о поляках, венграх, о населении современного Крыма, Украины и некоторых восточнославянских народах.

Вызывает интерес его заметки «О военном искусстве монголов». Повествуя о походе Шибана в 1238 г. в Крым, автор освещает это событие во всех его подробностях. Особенно интересен рассказ историка о военном приеме, к которому прибег Шайбан хан: «Наконец он повелел: с вечера и до зари бейте друг о друга любые предметы, которые издают звон!». Около десяти дней воины оглушали таким образом осажденных. В это самое время монголы с четырех сторон заложили подкоп. По свидетельству Утемиша-хаджи следы того подкопа сохранились до его времени.

Утемиш-хаджи оставил интересный рассказ об использовании кошуна Джучидов Тенгиз-Бугой. Он писал: «Очень наглым и злым человеком был этот Тенгиз-Буга. Жестоко истязал и унижал он огланов этих, что были из потомства государей его. Например, когда решил он возвести мавзолей над отцом своим Джир-Кутлы, то заявил: «Быть им строителями - и всю работу по [возведению] мавзолея поручил им, никого больше не привлекая. Даже воду подносить, кирпичи делать и поносить их приходилось им. Много мук приняли они: у одних спина превратилась в рану, у других грудь, у третьих были истерзаны ноги. [Так] рассказывают. А впрочем, Аллах лучше ведает!» [59]

Изложенные по «Чингиз-наме» события охватывают в основном первую половину ХΙV в. Они завершаются приходом к власти Урус-хана - основателя династии казахских ханов. С этого времени история Казахских степей более или менее адекватно, хотя и фрагментарно, получает отражение в тимуридской и других историографиях. Однако предшествующая история в этих же сочинениях освещена путано.

Долгое время этот источник продолжает использоваться широко. Такое состояние источниковой базы до времени воцарения Уруса требует поставить этот вопрос и относительно «Чингиз-наме» и других источников степной устной историографии с точно установленными фактами истории показывает, что источники степной устной историографии сообщают сведения верные. Большинство событий и лиц, о которых рассказывается в них - историчны. Это дает основание сделать вывод, что и неизвестные события и лицаэтой историографии вполне реальны.

«Чингиз-наме» написан на тюркском языке, отразившем язык насельников Казахстана, т.е. в этом источнике реалии названы так, как их называли последние. В нем рассказывается о быте, военном деле, музыке, хозяйстве и многих других сторонах жизни кочевников Восточного Дашт-и Кыпчака.

Трудно переоценить и сведения о строительстве на Сырдарье мавзолея Джир-Кутлу. Мы знаем теперь и время и обстоятельства этого строительства. Не мавзолей ли Кок-Кесене это?

«Чингиз-наме» называет имена Джучидов, которые уничтожили власть племенных биев - это Букри-Ходжи- Ахмад, Кара-Ногай, возглавившие остальных. Кара-Ногай стал после этого ханом, а наследовал ему его младший брат Туглы-Тимур. Но историчны ли эти лица? Не порождение ли они фантазии? Однако другие источники подтверждают их существование.Степная устная историография - это историческое знание кочевников Дашт-и Кыпчака, которое в послемонгольский период предстает уже выделившимся из общего знания кочевников в особую область. По этой причине оно не может быть дефинировано ни термином «устная традиция», ни словами «легенды», «предания». Степная устная историография не может быть сведена ни к мифологии, ни к фольклору, например, к героическому эпосу, так как сам фольклор питался степной устной историографией.

* Ко второй половине XVI в. относится анонимное агиографическое сочи­нение «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» («Жизнеописание Ходжа Му хаммад Шарифа»), посвященное известному в Кашгарии суфийскому деяте­лю Ходжа Мухаммад Шарифу. Он был родом из Сайраме в Сырдарье. Образование получил в медресе Самар­канда. После окончания учения отправился в Кашгар, где жил при мазаре караханида Сатук Богра-хана, который в Восточном Туркестане почитался как святой, обративший в ислам тюрков-кочевников. Умер в Яркенде в 1656-1666 г. «Тазкира» относится к жанру жи­тийной литературы. Впервой своей части легендарно и проникнуто духом суфийского бла­гочестия, достоверные исторические известия содержатся во второй части сочинения, где, в частности, сообщается о набеге Абд аль-Латифа, сына Чагатаида Абд ар-Рашид-хана на киргизов и о последующей его гибели. Из других сочинений, сведения которых относятся к этому событию, известно, что Абд аль-Латиф погиб от казахов и киргизов, выступавших под руководством казахских ханов.

* Поэт и ученый Мухаммад Салих является автором официальной истории Шайбани-хана. В его сочинении, известном как «Шайбани-наме» («Книга о Шайбани»), повеству­ется о политических событиях, происходивших на тер­ритории Казахстана (Восточном Дешт-и Кыпчаке) и Мавераннахра, начиная от рождения Шайбани-хана и до завоевания им вместе с кочевыми узбеками Мавераннахра и Хорезма (1500-1509 гг.), в частности, взаимо­отношения Шайбани-хана с Гиреем и Жаныбеком, Бурундук-ханом и Касымом, борьба за сырдарьинские города. Наряду с этим имеются сведения социально-эконо­мического харак­тера, данные о государственном устройстве кочевых узбе­ков, о военном строе и состоянии их войска. Большой интерес представляют ценные географические сведения, позволяющие судить о составе тюрко-монгульских племен, впоследствии явившихся одним из этнических компонентов казахского, узбекского народов.

* Как считают современные востоковеды-медиевисты, по всей вероятности, сам Шай­бани-хан был автором исторического труда «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» («Из­бранные истории книги побед»). В династийной истории излагается история Чингиз-хана и его потомков, царствовавших в Монголии, Дешти Кыпчаке, Средней Азии, история Шай­бани-хана. В «Таварих-и гузиде» говорится также о положении, сложившемся в степях Вос­точного Дешт-и Кыпчака после смерти Абулхайр-хана, о действиях Гирея и Жаныбе-ка в этих степях. Особенно подробно освещается борьба Шайбани-хана с ка­захскими и могуль­скими ханами за обладание городами на Сырдарье. Вместе с тем ценны сведения о походе Жаныбек-султана в Среднюю Азию, о воен­ном строе и тактике кочевых узбеков, об их во­енно-административной систе­ме, о годах «казачества» Шайбани-хана.

* Представитель казахского племени ^ Жалаир Кадыр Али-бек (Кадыргали 1530—1605 гг.) создал первый дошедший до нас исторический труд, условно названный «Жами ат-таварих» («Сборник летописей»). Это сочинение составлено на основе устных исторических преданий и исторического свода Рашид ад-дина (XIV в.). Известный би Ка­дыр Али-бек служил Ондан-султану, а затем его сыну Ураз-Мухаммаду. После смерти Он­дан-султана от рук калмыков Кадыргали вместе с Ураз-Мухаммадом переселились в Си­бирское ханство под покровительство Кучум-хана. Здесь он служил советником сибирских ханов. В 1588 г. сибирский воевода Д. Чулков обманным путем пленил Ураз-Мухаммада со всеми его родственниками и свитой и отправил их вместе с Кадыргали в Москву в качестве аманата. В 1592 г. царь Федор Иванович выделил Ураз-Мухаммаду земли в Касимовском ханстве. А в 1600 г. Борис Годунов поставил его ханом-правителем города Касимова, где Кадыргали в 1602 г. написал свое произведение, в котором приводится краткое изложение отдельных разделов труда Рашид ад-дина, связанных с историей Чингиз-хана и его преем­ников. Самостоятельное и весьма ценное значение имеет вторая часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов. Значительный интерес представляют данные о Казахском ханстве XV—XVI вв., основанные на надежных местных источниках, указывающие на существование в Казахском обществе устной историографической тра­диции, живого интереса к генеалогиям и вопросам политической истории.

* Перу известного хана Абулгази (1603—1664 гг.) принадлежат два истори­ческих со­чинения: «Шаджара-йи тюрк» («Генеалогия тюрков») и «Щаджара-йи таракима» («Ро­дословная туркмен»), Абулгази родился в Ургенче. В ре­зультате междоусобной борьбы бежал в Бухару. Затем возвратился в Хорезм и получил в удел Ургенч. В 1627 г. в резуль­тате политического соперничества между узбеками (во главе с Абулгази) и туркменами (во главе с его братом Асфендияром) вынужден был покинуть Хорезм и бежал к казахам, где был принят Есим-ханом в Туркестане. Затем в течение двух лет жил у ташкент­ского хана Турсуна. В 1643 г. узбеки Арала провозгласили Абулгази своим ханом.

«Генеалогия тюрков» содержит значительную информацию о политической, соци­ально-экономической истории, этнографии и исторической географии многих областей центральноазиатского региона. Заслуживают внимания сведения об истории государства кочевых узбеков, династии Шайбанидов в Казахстане и Средней Азии, Мангытской (Но­гайской) Орде. Ценный спра­вочный материал содержится по истории монгольских улусов, о ханстве Кучума, обычае подношения даров из девяти предметов и его сути и т.д. Другое сочинение — «Родословная туркмен» является не только важным историческим источни­ком, но и значительным литературным памятником, в котором мастерски излагаются мно­гие народные предания, легенды, народная этимология этнонимов, нравы и обычаи, посло­вицы и поговорки, в своем большинстве характерные для тюркского мира эпохи средневе­ковья.

* В XVIII в. Шир-Мухаммадом Аваз-бием, по прозванию Мунис, было написано ис­торическое сочинение «Фирдаус аль-икбал» («Райский сад счастья»), Мунис принадлежал к узбекской аристократии из племени юз. Он был придворным историком, поэтом, государ­ственным деятелем. «Фирдаус аль-икбал» не было закончено Мунисом (умер в 1829 г.). За­вершил хронику его племянник Агахи, который был не только преемником Муниса на хан­с­кой службе, но и его учеником. Обширный труд Муниса — Агахи написан на чагатайском языке. Компилятивный характер носит первая часть этого про­изведения. Но большая часть сочинения является оригинальной в части из­ложения событий, по годам, относящихся к XVIII в. Наряду с богатой ин­формацией о внутриполитической истории Хивы в «Фирдаус аль-икбал» зак­лючены обширные известия о политических и прочих связях и отношениях Хивы с казахами, туркменами и др. Большой интерес представляют данные, раскрывающие участие в исторической жизни Хивы казахских родовых под­разделений и казахских ханов и султанов, которых местные правящие лица и группировки использовали в качестве под­ставных ханов.

*Во второй четверти XVII в., по всей вероятности, создано сочинение «Тарихи Кашгар» («История Кашгара») в Восточном Туркестане. Имя автора неизвестно. По со­держанию и в структурном отношении «Тарих-и Кашгар» является образцовым произведе­нием восточно-туркестанской и среднеази­атской средневековой историографии. На основе предшествующих письмен­ных источников излагается предание об Огуз-хане, история Чин­гиз-хана и его преемников. Дана довольно подробная история Чагатая и Чагатаидов. Значи­тельный интерес представляет история Могулистана и Могулии. Изложение событий после 1670 г. является в полном смысле оригинальным. Обращает внимание то, что аноним со­общает вполне самостоятельные версии сражений могулов с казахами по сравнению с письменными известиями, заключенными в более ранних нарративных сочинениях. По­следним известием о казахах в «Тарих-и Кашгар» является сообщение о приглашении Да­ниал-ходкой в начале XVII в. казахского султана Есима как Чингизида на трон Яркенда в смутный период, когда в Восточном Туркестане была уничтожена династия Чагатаидов.

* Более подробные известия о действиях Есим-султана в Восточном Турке­стане со­держатся в сочинении «Тазкира-йи ходжаган» («Жизнеописание ход­жи»), написанном Мухаммед-Садыком Кашгари. Данный труд содержит ма­териал для изучения отдельных аспектов взаимоотношений казахов с калмаками Джунгарии, также политических связей между казахами и могулами, частности, приводятся известия об убийстве Хакназар-ханом Абд аль-Латифа-султана и ответном походе хана Могулистана Абд ар-Рашид-хана

* Некоторые интересные сообщения по истории казахов позднего средне­вековья имеются в историческом сочинении «Тарих-и амнийа» («История спокойствия и безо­пасности»), принадлежащем перу Молла Муса Айса ход­же Сайрама, уроженцу Южного Казахстана. В этом труде, написанном в Восточном Туркестане, излагается история этого региона от II в. до XIX в. Молла Сайрами в своем произведении приводит данные, в том числе из истории казахско-калмакских отношений, сообщение о переселении калмаками жителей Сайрама в свои кочевья в Восточный Туркестан. Самостоятельную ценность пред­ставляет текст грамоты Убайдаллах-хана, заключенный в «Тарих-и амнийа»; содержание грамоты способствует лучшему пониманию истории присырдарьинских городов Южного Казахстана XVI века.
Ref: do.gendocs.ru/docs/index-36115.html?page=12
Anna
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 апр 2013, 12:38

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1