Амазонки, жившие на территории Казахстана

Амазонки, жившие на территории Казахстана

Сообщение Sabina » 09 мар 2013, 06:17

Джоанна Кимблвуд напишет книгу об амазонках, живших на территории Казахстана Ref: zakon.kz/197166-dzhoanna-kimblvud-napishet-knigu-ob.html


В Астану прибыла исследовательница Джоанна Кимблвуд, которая пишет книгу об амазонках, живших на территории нашей страны. Представительница одной из старейших феминистских организаций США намерена «примерить» матриархат древних кочевников к реалиям современной цивилизации.

- Моя книга будет посвящена матриархату бронзового века, - рассказывает Кимблвуд. - Почему я выбрала Казахстан? Просто наиболее очевидные свидетельства доминирования женщин на огромной территории сохранились именно здесь - в центре Евразии. В начале века известная ученая Жаннин Дэвис-Кимбел из Американского исследовательского института Евразии подтвердила правдивость слов древних авторов, в частности Геродота. В древних курганах у местечка Покровка на границе России и Казахстана были обнаружены скелеты женщин, захороненных вместе с оружием. В могилах, датируемых VI-IV вв. до н. э., находились железные мечи, кинжалы, бронзовые наконечники стрел, луки, колчаны и конская упряжь. Это позволило сделать предположение о том, что в данной культуре женщины-воины имели высокий социальный статус.

- Представители немецкого телеканала ZDF сняли сенсационный фильм об исследовании Жаннин Дэвис-Кимбел и поведали всему миру, что прямые потомки тех амазонок - нынешние казашки.

- Недавно я была на лекции доктора Дэвис-Кимбел, где она рассказала о своем научном исследовании. Изучению амазонок она посвятила без малого двадцать лет. В частности, еще в 1994 году она изучала курганы на юге России и севере Казахстана, чтобы найти останки женщин-воительниц. В курганах были обнаружены бедренные кости женщин со следами ушибов и деформирования копчика. Эти женщины проводили верхом большую часть жизни. Там же она нашла полный комплект вооружения, включая лук со стрелами, кинжалы, а также бронзовые доспехи. Были найдены так называемые женские акинаки. Они отличались от мужского оружия тем, что… были украшены жемчугом. А в 2004 году к исследованию присоединился молекулярный антрополог Иоахимм Бюргер из немецкого города Майнца. Ученый изучил ДНК останков воительниц, найденных на берегу Волги и Урала. Затем было проведено исследование женщин из пограничных сел Казахстана и России на предмет их родства с амазонками. Каково же было его удивление, когда ДНК Мейрамгуль Капасовой, жительницы Восточно-Казахстанской области, оказалась родственной с ДНК царицы-амазонки, найденной на Урале. Самое интересное, что расстояние между ними приличное - что-то около полутора тысяч километров.

- Ранее вы утверждали, что ваше исследование будет больше идеологическим. Якобы вы собираетесь ответить на вопрос: как появился и как исчез матриархат, что он дал человечеству?

- Образ женщины-амазонки - собирательный, загадочный и таинственный. Он щекочет воображение у мужчин всего мира. Наверное, первым из них был Геродот. По его рассказам, древние греки как-то напали на амазонок, живших на острове близ африканского континента. Якобы местные женщины отличались особой жестокостью и убивали всех мужчин в своем обществе. Свой род они продолжали, беременея от пленных мужчин, которых держали как рабов. Захваченных в плен амазонок повезли на корабле в Грецию. Во время путешествия женщины напали на своих захватчиков и убили их. Амазонки не умели управлять судном. Корабль ветром гнало по Черному морю на север. Вскоре они пристали к побережью скифских земель. Геродот пишет о том, что амазонки заключили договор со скифами, а вскоре и сами стали частью сообщества степных всадников, вступая со скифскими мужчинами в браки. Отчасти эта легенда может быть правдой. Например, когда у древних сарматов мужчина собирался взять в жены девушку, он вызывал ее на борцовский ковер. Если он побеждал, то становился мужем, а если проигрывал, то становился рабом. Отголосок этого обычая у казахов существует в национальной забаве «Кыз куу».

- Значит, все-таки феминистки были правы, утверждая, что брак - это узаконенное рабство женщины?

- Большинство казахстанских ученых считает, что матриархат был частью исконной языческой культуры. Власть женщин была безграничной во времена бронзового века, и возникла она тогда, когда институт брака отсутствовал. Когда женщина была свободной, она держала возле себя нескольких мужчин, которые соревновались за право заслужить ее благоволение. Но вскоре мужчины сообразили, что если женщина будет принадлежать только кому-то одному, то моногамной паре будет легче захватить власть. Так возник институт брака, который положил конец власти женщин. Именно об этом я и собираюсь написать книгу в США. И проследить это я намерена именно на примере степных амазонок.

- Как вы думаете, сохранился ли матриархат хоть в каком-либо виде у казахов? Может быть, вы поделитесь какими-нибудь визуальными наблюдениями?

- Мне кажется, в Казахстане все пронизано матриархатом. И он сохранился на особенном ментальном уровне. В Казахстане о женщинах-воительницах до сих пор говорят с придыханием. Например, имя сакской царицы Томирис - одно из самых распространенных среди новорожденных девочек. Кроме того, мне рассказали, что операции по увеличению груди в Казахстане делают очень редко. То есть традиции красоты не предусматривают огромные выдающиеся украшения природы. А ведь в переводе с греческого «амазонка» означает «безгрудая». Я уверена, что амазонки не выжигали себе грудь для удобства стрельбы из лука, просто их антропологический тип не был расположен к выдающемуся бюсту.
Sabina
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 янв 2013, 09:15

Re: Амазонки, жившие на территории Казахстана

Сообщение Sabina » 09 мар 2013, 09:31

История. К «Святилищу амазонок»
В землях междуморья Каспия и Арала существует немало таинственных мест. О посещении одного из них, Святилища амазонок, я стал думать с той поры, когда узнал о трагической, но высокой судьбе народа, который, благодаря древнегреческим авторам, вошел в историю под именем «амазон». Ради этого путешествия стоило проехать сотни трудных километров вместе с участниками западноказахстанской археологической экспедиции.

По мере приближения к заветной цели, я удалялся от суетной современности нашей, постепенно погружаясь в совершенно другой мир – мир далекий и позабытый, загадочный и молчаливый. Он хранит свой первозданный вид вдали от цивилизации и потому способен порой пробудить в сознании образы прошлого – того времени, в котором жили наши предки много поколений назад…

Последний отрезок пути давался особенно тяжело и мучительно. Преодолеть его, казалось, не хватит сил. Машина, надрываясь и ревя, медленно пробиралась по бездорожью, раскачиваясь из стороны в сторону. Кругом, на сотни километров, раскинулось пустынное плато Устюрт, залитое ярким ослепляющим светом.

В салоне кружит пыль и на зубах скрипит песок. Окаянное солнце палит нещадно, угнетая все живое. Кажется, никто не сможет выжить в этой безводной пустыне. Гиблое место. Не журчат здесь ручьи, и вроде небо никогда не посылает дождей.
Странно думать, что в долгом течении незапамятных лет люди рождались, жили и умирали тут. Должно быть, все их помыслы и желания приравнивались к горькому жребию. И даже если они знали, что страдают, то страдали безропотно. А раз так, наверняка, эти люди были изгнанниками, которых обрекли жить в голодном краю. Словно сыны Израилевы, питались они манной небесной и вороны приносили им пищу, как Илии. Между тем, зимние холода косили слабосильных, летние лихорадки добирали остальных. Так река смерти промывала человеческую породу. Выживали сильнейшие и, разумеется, народ в этом краю жил крепкий, как камень. Те, кому удавалось спастись, с восторгом восприняли земную юдоль, забыв, что они – изгнанники, но горечь прозрения отрезвила их: Великие боги явили неизъяснимую благость. А потому уцелевшие стали поклоняться им, воздвигая святилища и храмы.
Такими представлялись мне древние жители местных земель, когда машина проехала первые километры по пустынному плато Устюрт, кое-где покрытому пожелтевшей полынкой. Редкие кустарники далеко видны среди безбрежной равнины, впрочем, как и все то, что происходит на ней.

Приглядевшись, можно заметить, что лишь на первый взгляд эта страна кажется безжизненной. Машина то и дело вспугивает какую-то живность. Суслики колышками стоят у своих норок. Они встревожены и пищат, предупреждая друг друга об опасности. С нашим приближением зверьки ныряют под землю, а потом осторожно выглядывают из укрытий, когда мы проезжаем дальше.

Вдруг откуда-то выскочила лиса и, ошалевшая, заметалась по безбрежной саванне. Где-то вдалеке мелькнули каштановые спины степных антилоп. Сайгаки в испуге колотили копытами сухую землю, поднимая облако пыли, но, как только оно улеглось, уже ничто не напоминало об этих пугливых обитателях Устюрта.

Вечерело, когда археологи объявили, что мы находимся в местности под названием Кызыл-уйик. Она расположена на пересечении трех областей – Актюбинской, Атырауской и Мангыстауской. Согласно путевой карте, где-то здесь должно быть Святилище амазонок. Его я заметил издалека, хотя возвышается оно на каких-нибудь четыре с половиной метра над окружающей равниной и внешне похоже на огромный курган. Археологи предполагают, что под земляной насыпью скрывается сложная конструкция какого-то сооружения. К такому выводу они пришли после предварительных исследований.

Удалось также выяснить, что в древности вокруг кургана стояли изваяния в виде стражников, выполненные из ракушечника. Сейчас эти скульптуры разбиты, а их фрагменты разбросаны по всей округе. Воссоздан общий вид лишь некоторых из них.
Особый интерес вызывает то обстоятельство, что каменотесы запечатлели не только мужские, но и женские фигуры. Причем, стражницы вооружены гораздо лучше: солидный арсенал слабого пола составляют кинжал, короткий меч, лук со стрелами. Все это свидетельствует о привилегированном положении женщин в том обществе, которое соорудило этот памятник древности. И неслучайно его назвали Святилищем амазонок.

…Я разглядывал молчаливые изваяния, ступал по склонам кургана, поднимаясь к вершине, и мне казалось, будто я брожу в совершенно другом мире. Он отстал на десятки веков, словно время остановилось здесь. Впрочем, нет, оно движется, но как-то особенно – степенно и равномерно.

Солнце почти скрылось за горизонтом. Сумеречная тишина обострила ощущение иного ритма. И даже грезилось мне приближение чего-то странного. Наверное, именно в такие минуты, как утверждают фантасты, происходят всякие чудеса. Правда, в тот момент я думал о вещах реальных, размышляя о судьбе древнего народа, который оставил глубокий след в мировой истории...

О существовании женщин-воительниц стало известно из древнегреческих источников. Античные авторы называли их амазонками. В наши дни это имя знакомо многим и гораздо шире, чем истинное название народа и его подлинная история.
Первые упоминания об амазонках относятся к середине второго тысячелетия до новой эры. Судя по письменным источникам, можно сказать, что к тому времени у амазонок уже существовало свое государство и столица Фемискира. Это было высоко организованное общество со своей территорий, армией и правителями.

В поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида» повествуется о войне эллинов с троянцами. На помощь великому городу пришли бесстрашные воительницы-амазонки на своих быстроногих конях. Их возглавляла царица Пенфесилия. Сам царь Приам принял ее как родную дочь, устроив по случаю встречи большой пир.

На следующий день амазонки выступили во главе троянского войска. Дрогнули эллины и стали отступать. Однако им на помощь подоспели легендарные Ахилл и Аякс Теломонид.
Сразил могучий Ахилл царицу амазонок. Упала она на землю, и шлем слетел с ее головы. Остановился Ахилл, пораженный необычайной красотой дочери бога войны Ареса. Погруженный в печаль, стоял он над телом Пенфесилии, чувствуя, как овладевает им любовь к ней. Поднял Ахилл царицу амазонок и вынес ее тело из битвы.
Так ушла из жизни бесстрашная Пенфесилия, но все-таки нанесла она глубокую, незаживающую рану в самое сердце своего врага.

Конечно, можно было бы сказать, что эта прекрасная история рождена фантазией древнегреческих авторов, что не имеет она под собой реальной исторической основы, что не было никогда царицы Пенфесилии, да и сами амазонки – всего лишь миф. Однако сомневаться в этом заставляют произведения других авторов античной поры, которые свидетельствуют о том, что образ амазонок довольно устойчив в древнегреческой литературной традиции.
Так, в трагедии Еврипида «Алкестида» описываются подвиги Геракла. Девятый из них посвящен походу сына Зевса в страну амазонок.

Бог войны Арес покровительствовал амазонкам и потому подарил их царице Ипполите пояс. Она носила его как знак власти над бесстрашными женщинами-воительницами. Вот за этим поясом и послал царь Эврисфей Геракла.
Собрав небольшой отряд, в котором был также герой Аттики Тесей, сын Зевса отправился в далекий путь на корабле. Греки прибыли в столицу амазонок Фемискиру. Навстречу им вышла царица со своей свитой. Поняв из разговора, что Гераклу нужен только пояс, Ипполита решила отдать его, не желая кровопролития.

Однако богиня Гера, ненавидевшая Геракла, хотела его погубить. Она вмешалась в толпу амазонок и стала их подстрекать напасть на незваных гостей. Амазонки схватились за оружие, и началась битва. Аэлла и Протоя погибли в том бою, еще семь амазонок сразил Геракл своей палицей, а Мелониппу и Антиопу взял в плен.

Мелониппу царица Ипполита вскоре выкупила ценою пояса, но Антиопу греки увезли с собой. Дальнейшую судьбу этой пленницы можно проследить по биографии Плутарха «Тесей». Там говорится, что Геракл отдал Антиопу в награду Тесею за его храбрость. В Афинах она стала женой Тесея, которого горячо полюбила.

Между тем, амазонки решили отомстить грекам за дерзкое нападение и освободить из плена свою соплеменницу. Они собрали большое войско и вторглись в Афины. Греки спасались бегством и скрылись на неприступном акрополе. Придя в себя после пережитого потрясения, эллины осмелились дать генеральное сражение.
Антиопа была рядом с Тесеем. В бою она заслонила мужа грудью. Копье пронзило ее, и она упала к ногам мужа. Битва прекратилась. Молча смотрели оба войска на бездыханное тело.

Так ушла из жизни прекрасная Антиопа, а ее смерть примирила народы. Правда, не суждено было им жить в мире. По свидетельству Геродота, которого Цицерон справедливо назвал «отцом истории», греки пошли войной в страну амазонок, разрушили их города и взяли пленниц. Они везли их на трех кораблях. В открытом море амазонки напали на греков, перебив всех. Однако женщины не могли управлять кораблями, поэтому долго носились по волнам и, наконец, гонимые ветром, пристали к берегу в стране Скифов.

Здесь голодные и измученные женщины, сойдя на берег, бродили по окрестностям в поисках пропитания. Встретив табун лошадей, они захватили его и, теперь уже разъезжая на конях, стали грабить местное население.

Скифы, приняв амазонок за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. Правда, обнаружив, что на самом деле это были женщины, кочевники поступили благородно. Они собрали совет и решили не истреблять амазонок, а послали к ним молодых воинов с тем, чтобы те пробудили любовь в сердцах одиноких женщин. Слившись со скифами, сообщает Геродот, амазонки образовали новый народ под названием сарматы.

Многие сегодня считают, что с тех самых пор народ, который греки называли «амазон» сошел с исторической сцены, а их потомки приняли другое имя. Так ли это?
Исследователи уже давно предполагали, что античные авторы называли амазонками жителей царства Алше (или Алзи – согласно другим источникам). Оно располагалось на территории Кападокии, а столица находилась на реке Фермодонт (совр. Терме), что впадает в Черное море. Женщины царской фамилии в этой стране пользовались большой властью и занимали высокие посты. Наравне с мужчинами они принимали участие в охоте и войне. Такое положение вещей, очевидно, оставило глубокий след в памяти первых греческих путешественников, которые после посещения царства Алше, могли подумать, будто в этой стране всем заправляют женщины.

Проясняется также и разночтения в названии народа. Дело в том, что шипящих в греческом нет, а их буква «С» между двумя гласными читается как русская «З». Поэтому под именами «амазон» и «алазон» скрывалось слегка измененное название жителей царства Алше. После того, как оно было разрушено, алшины покинули благодатные земли Кападокии, нашли приют у кочевников скифов, но, слившись с ними, они не растворились бесследно, как принято думать.

Алшины хорошо известны в наши дни. Они входят в состав многих народов степной полосы Евразии, встречаются в Крыму, у казанских татар, башкир, ногаев, на Кавказе. Среди казахских племен и родов племя Алшин считается многочисленным. Оно занимает треть Младшего жуза. Правда, потомки бесстрашных амазонок не сохранили память о своих воинственных предках, образ которых запечатлели древнегреческие авторы.

Впрочем, в наши дни темная история кочевых в недавнем прошлом народов лишь начинает проясняться. Богатый материал ожидают получить ученые в ходе изучения Святилища амазонок. Они считают, что под шапкой кургана скрыты многие тайны, говорить о которых сегодня пока рано.

…Я молча сидел на вершине земляной насыпи, разглядывая бескрайнюю равнину. Луна поднялась высоко, и теперь ее свет струился по огромному плато Устюрт, словно омывая и очищая его перед молитвой. Нежное дыхание ночи донесло неясные звуки, в которых слышались мне далекие голоса предков. Будто заговорили каменные стражники. В тот момент меня вдруг поразила символика факта: история народа Алшин также загадочна и темна, как эта ночь, но освещают ее, словно небесные светила, смутные свидетельства и факты полулегендарного характера. Их сохранили древнегреческие источники так же надежно, как насыпь степного кургана сохранила этот удивительный памятник древности, которому археологи дали название – Святилище амазонок.

К. Бегалин

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/916.html
Sabina
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 янв 2013, 09:15


Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron