«Казахстанская легкая промышленность лишена базовых конкурен

«Казахстанская легкая промышленность лишена базовых конкурен

Сообщение Aliya » 06 апр 2014, 06:58

«Казахстанская легкая промышленность лишена базовых конкурентных преимуществ», - гендиректор Mimioriki Инна Апенко Textiline

Ссылка: http://www.kursiv.kz/news/details/retai ... a-bazovyh/
Mimioriki – это первый и, на данный момент, единственный в Казахстане бренд детской одежды. Весь процесс производства: дизайн, конструирование, вышивка и пошив происходит непосредственно на казахстанской фабрике. Помимо фирменных магазинов в Казахстане, Mimioriki обосновываются в России и, до недавнего времени были представлены в Украине. В планах у казахстанского детского бренда ни много ни мало - составить конкуренцию ведущим мировым производителям.

- Что нужно для того, чтобы текстильный бизнес был успешен в Казахстане?

В любом производстве есть конкурентные преимущества для развития отрасли. Для легкой промышленности очень важны два показателя: это наличие сырья и относительно дешевая рабочая сила. Это две основных характеристики в себестоимости одежды.

Сырьевая база у нас всегда была достаточно мощная. У нас выращивается хлопок. У нас есть своя шерсть… Но наша проблема в том, что мы это все не перерабатываем. «Сырой» хлопок экспортируется в те страны, которые занимаются его переработкой, и мы – казахстанские производители одежды – потом вынуждены покупать и импортировать в страну готовый материал. А это уже совершенно другая ценовая характеристика. И зарабатывают на этом другие страны, а не мы. По сути, казахстанская легкая промышленность лишена этого конкурентного преимущества.

Второй фактор, который важен для любого успешного производства – это стоимость рабочей силы. Легкая промышленность – это как раз та отрасль, в которой показатель вовлеченности человеческого труда очень высокий. Это не автоматизированная отрасль. Как правило, за каждой швейной машинкой сидит швея. И здесь Казахстан опять же находится не в лучшем положении, потому что мы окружены соседями - Узбекистан, Кыргызстан и Китай - которые заняли более выгодную позицию.

- В чем это выражается?

- Кыргызстан и Узбекистан гораздо более активно развивают легкую промышленность максимально облегчая работу предпринимателей. Например, в Кыргызстане предприятия легкой промышленности платят налог в размере 1% от общего оборота, при этом у них совершенно нет никаких проверок. Ни плановых, ни внеплановых. Они очень комфортно себя чувствуют и развиваются семимильными шагами. В Узбекистане были созданы самые благоприятные условия для инвесторов. Там сейчас построили такие перерабатывающие заводы, которые Казахстану и не снились… Мы и здесь проигрываем. И, к сожалению, если раньше легкая промышленность была в списке семи приоритетных отраслей, то в рамках последней президентской программы ее там нет. И нам по этому поводу несколько грустно. Никакой специальной поддержки легкая промышленность сейчас не получает.

- Как вы думаете, возможно ли создание в Казахстане интересных для инвесторов условий?

- Мне, как представителю отрасли очень хотелось бы в это верить. Но пока все наши просьбы об упрощении не встречают никакого отклика. Надеюсь, что когда-нибудь на нас обратят внимание… Например, через призму занятости женщин. Или здоровья подрастающего поколения. Дело в том, что вся одежда, которая производится в Казахстане, проходит очень серьезную сертификацию. Мы сдаем все полотна на экспертизу на наличие каких-то вредных примесей. В то же время одежда, которая продается на барахолке и которую носит основная часть населения, не проверяется никак.

- Получается, что изначально у казахстанской легкой промышленности нет базовых конкурентных преимуществ?

- Да. Собственно поэтому мы ушли в развитие собственного бренда и розницу. Эта как раз та дополнительная составляющая, которая позволяет отстроиться от просто одежды. Например, на нашем рынке есть футболки, сшитые в Китае, Узбекистане, Киргизии и Казахстане. Это просто футболка из одинакового по качеству полотна. Так вот, Казахстан проигрывает. Наши цены получаются выше. Поэтому мы вынуждены создавать какой-то дизайнерский продукт, который будет интересен для рынка. То есть для того, чтобы отстроиться от конкурентов, в бренд приходится добавлять интеллектуальную и эмоциональную составляющую. Это очень амбициозная задача для казахстанского бренда. На каком-то этапе мы просто не побоялись и вышли в профессиональный ритейл. Сейчас Mimioriki никто не сравнит с товаром категории middle minus (то, что продается на барахолке). Мы уже встали на одну платформу с европейскими брендами, которые, хотя и производят свою продукцию в Китае или Вьетнаме, но дают совершенно другой по эмоциям и качеству продукт. Для нас это сложно. Многим из наших конкурентов уже более 50-60 лет. Это мультинациональные компании с огромными рекламными бюджетами, с огромными возможностями по разработке дизайна и нам - казахстанскому бренду, которому всего 4 года – достаточно сложно выдерживать эту конкурентную среду.

- Насколько я знаю, казахстанская легкая промышленность сейчас переживает еще и серьезные кадровые проблемы.

- Это действительно очень серьезная для нас проблема. Технические профессии в Казахстане на сегодняшний день не модны. И это проблемы не только легкой промышленности, но и всех сфер промышленного производства. В технических прикладных профессиях сейчас огромный дефицит кадров. Это, собственно, стало одной из причин, почему мы перенесли все свои фабрики в регионы. Молодые люди в крупных городах – Алматы и Астана – не хотят идти работать в эту отрасль. В регионах, где безработица все еще есть, а менеджеры и юристы востребованы в меньшей степени, люди с большей охотой идут на фабрики и заводы. Кроме того, легкая промышленность – это отрасль, в которой традиционно заняты в основном женщины. Наша компания не исключение. 95% наших сотрудников – женщины. В нашей стране основные деньги зарабатываются в добыче ресурсов. А это мужские профессии. Между тем, у нас очень много матерей-одиночек, которые вынуждены не только воспитывать детей, но и кормить их и одевать. И при этой сложной и важной социальной роли в регионах очень мало работы, которая позволила бы женщине зарабатывать достойные деньги.

- Какие перспективы видите?

- Те планы, которые стояли перед нами по развитию сети в Казахстане, мы практически выполнили. В Казахстане магазины нашей сети сейчас представлены во всех крупнейших городах. Наша следующая задача – рынок России. И вступление Казахстана в таможенный союз стало для нас удачей. Идти куда-то на европейские рынки – даже если это рынок восточной европы – безусловно гораздо сложнее. Это разные языки, разный менталитет и ценовые предпочтения. Со странами СНГ мы находимся в одном информационном поле. Мы очень похожи по экономике и вкусовым предпочтениям. При этом, с точки зрения европейских экспертов, российский рынок сейчас второй по привлекательности после китайского. Это развивающийся рынок, где конкурентная среда еще не настолько высока, как в Европе. Да и географически он рядом с нами. Мы в едином языковом и информационном пространстве.

- Какие-то шаги для экспансии на российский рынок уже предпринимаются?

- У нас уже есть один магазин в России – в Новокузнецке. Мы понимаем, что для того, чтобы быть успешным брендом за пределами своей страны, сначала нужно достаточно мускулов нарастить внутри своей страны. Мы участвуем в российских выставках, чтобы понять, насколько наш продукт там интересен. В позапрошлом году мы выиграли конкурс «Мода России» в категории «Детская одежда» и получили очень много положительных отзывов от российских экспертов. И сейчас у нас уже есть компании из разных российских регионов, которые готовы купить франшизу. Но мы пока сдерживаем эту экспансию по России, потому что мы еще уязвимы внутри своей страны.

- Планируются для российского рынка отдельные коллекции?

- Основные коллекции будут такими же. Мы живем в похожих климатических условиях, и наш продукция готова и к жаркому лету, и к холодной зиме. В то же время в линейках наших коллекций есть очень много национальных мотивов и мы понимаем, что это не будет работать в России. Соответственно, наша одежда будет адаптирована под российский рынок.

- Что сейчас происходит с вашими магазинами в Украине?

- Нам пришлось закрыть магазины в Украине. В принципе, нынешние события в Украине были предсказуемы. Последние полтора-два года было понятно, что Украина - это не тот рынок, где можно делать бизнес. Там очень низкий показатель по средней заработной плате. То есть было ощущение обнищавшего населения. Мы делаем не ширпотреб, а качественные вещи, которые сейчас не востребованы украинскими покупателями.

- Инна, недавно вы присутствовали на встрече с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Как прошла эта встреча? Удалось задать интересующие Вас вопросы?

- В теплой и дружеской обстановке. Это была не та встреча, на которой можно было задавать вопросы, например, о легкой промышленности. Хотя очень хотелось бы. Но… Это было не деловое совещание, а праздничная встреча, на которой было очень много шуток и тепла. На встречу с президентом были приглашены женщины из самых разных сфер деятельности и первая женщина–генерал, и прима балерина «Астана Опреа», и актриса, и певица. Каждая говорила о своей сфере деятельности, а президент давал свой комментарий по этому поводу. Я была приглашена как представитель предпринимателей, женщин, которые заняты бизнесом. Мы обсуждали его указ о поддержке предпринимательства и об отмене проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Мы обсуждали вопросы, связанные с интеграцией в таможенный союз: почему это важно и нужно. Нурсултан Абишевич сказал по этому поводу очень правильную вещь - никогда не надо смешивать экономику и политику. Таможенный союз – это экономический союз. И находясь рядом с таким огромным рынком, как российский, нужно иметь какое-то единое пространство. Это дополнительные возможности для наших бизнесменов. Ведь когда мы говорим об увеличении производства, мы должны понимать, что наш объем рынка ограничен. Сегодня нас 17 миллионов, а завтра нас не станет сразу 20 миллионов. И, конечно, экспортные направления приоритетны. И это никакого отношения не имеет к политике. Политически мы остаемся независимым государством, способным принимать самостоятельные решения.

Мы говорили о языках. Почему в Казахстане два государственных языка. Дело в том, что любой дополнительный язык капитализирует страну. Это доступ к дополнительному информационному полю. И на сегодняшний день мы не можем отказаться от русского языка. Нурсултан Абишевич сказал, что он бы ввел в старен трехъязычие. Добавив еще и английский язык. В качестве примера он привел Швейцарию, где 4 государственных языка, что дает стране дополнительные экономические возможности.

Поскольку наша встреча была посвящена празднику 8 марта, то очень много говорилось о роли женщины в нашем обществе. Президент сказал, что он опирается на женщин в своей политике. Ведь основные ценности нашей республики – мир, согласие, толерантность – это как раз те ценности, которые транслирует женщина. Это то, что передается новому поколению с молоком матери. И если мама воспитала в этих ценностях, то у нас никогда не повторится ситуация, которую мы сейчас наблюдаем в Украине. В целом мы говорили об очень человечных вещах, которые почему-то нельзя увидеть в наших СМИ.
Aliya
 
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 09:21

Вернуться в Лаборатория бизнес идей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron