Жанр айтыса в творчестве Нуржана Наушабаева

Жанр айтыса в творчестве Нуржана Наушабаева

Сообщение Aliya » 07 авг 2014, 06:57

Шолпан Таткенова http://writers.kz/journals/?ID=12&NUM=7 ... TICLE=2452

В культуре казахского народа айтыс всегда занимал особое место. Являясь неотъемлемой частью праздничной обстановки, он обычно проводился среди массового собрания людей по торжественному случаю. Айтыс существовал еще с давних незапамятных времен и продолжает жить в быту. В нем аккумулировано художественное отображение той или иной исторической обстановки, конкретной ситуации; через айтыс передаются нынешним поколениям сложившиеся традиции и обычаи. Его популярность вызывала интерес со стороны многих ученых. Этот жанр широко представлен в трудах и этнографов, и историков, и филологов, и фольклористов, и музыковедов, и других исследователей. Одними из первых, кто обратился к его записи и изучению, являются такие выдающиеся личности, как Ш.Уалиханов, В.Радлов, А.Васильев, А.Левшин, А.Диваев, А.Янушкевич, А.Байтурсынов, их дело продолжили М.Ауэзов, С.Муканов, Е.Исмаилов, К.Жумалиев, З.Ахметов, С.Кирабаев, М.Жармухамедулы, М.Мырзахметов, С.Каскабасов и многие другие.
Известно, что «айтыс – поэтический турнир – вершина импровизаторского искусства казахских акынов» (1, с. 119). Это такое своеобразное певческое состязание-диалог, где участники должны друг друга превзойти в быстрой, находчивой и остроумной поэтической импровизации. Первоначально самые древние виды айтыса исполнялись хором. Это были обрядовые песни. По мере постепенного развития и эволюционирования этот вид устно-поэтического фольклора стал айтысом акынов. Известный казахский писатель С. Муканов выделял следующие виды айтысов: «жар-жар» – самый древний вид; «ћайымдасу»; «жџмбаћ айтыс»; «дiн айтыс» и «бќдiк» (2, с. 10-13). Академик М.Ауэзов в своем исследовании «Айтыс» делит этот жанр на обрядовые айтысы, где «участвует много народа», и айтысы акынов (3, с. 362). Последний состоит из туре-айтыса и суре-айтыса. «В туре-айтысе ограничиваются короткими ответами, одной строфой… В суре-айтысах участвуют только испытанные мастера импровизации» – акыны (3, с. 362). Состязания акынов-импровизаторов характеризуются владением высокого мастерства как в поэзии, так и в вокале, наличием широкого интеллекта и обширных знаний.
Как было сказано выше, айтыс исполняется перед многочисленными слушателями. Как и полагается в любом поединке, у каждой из соревнующихся сторон есть свои «болельщики». Обычно эти люди являются сородичами соперников. Таким образом на айтысах каждый род обязательно выдвигал своего одарённого представителя. Каждый айтыскер имел свой индивидуальный напев – сарын. Профессор Кузембаева С.А. даёт чёткое и ёмкое определение сарыну. Это «наиболее архаичный пласт культуры… позже стал фундаментом самостоятельных жанров фольклора – семейно-бытового, обрядового, календарного, эпических напевов, лирических песен, напевов айтысовских состязаний, песенно-инструментальных жанров» (4, с. 13). В истории любого региона сохранились имена акынов того или иного рода, которые принимали участие в таких состязаниях. Одним из таких участников традиционных айтысов был и Нуржан Наушабаев – костанайский акын, певец-импровизатор Сары-Аркинской песенной школы. Он является одним из представителей казахской дореволюционной письменной поэзии начала XX века. Его знали как поэта, певца-импровизатора, как активного общественного деятеля. Он был талантливой, всесторонне образованной, эрудированной и многогранной личностью.
Нуржан свободно владел поэтической импровизацией. Как «мастер поэтического слова» и поэт-импровизатор он раскрывается в жанре традиционных айтысов. Известны его айтысы с Сырга-кыз (5, с. 103), с Бибисарой (6, с. 518), с Шагатай-акыном и с Сапаргали (7, с. 196). В Костанайской области до сих пор популярен айтыс Нуржана и Бибисары, Нуржана и Сапаргали, последний представляет собой сложную форму айтыса: жџмбаћ айтыс. В этом словесном состязании должны проявляться не только остроумие и красноречие, но и широкие знания и интеллект. На это обратил внимание ещё классик-писатель С.Муканов: «Каждый художественный жанр имеет свои вершины, свои шедевры. Из айтысов-загадок самым замечательным в этом отношении является айтыс Сапаргали и Нуржана» (8, с. 33).
В данной работе мы попытаемся рассмотреть айтыс Нуржана и Бибисары. Он интересен тем, что выдержан в эпистолярном стиле. Известно о том, что некоторые акыны XIX века состязались не в устной форме, а письменно: «Акыны, владевшие поэтическим даром и получившие образование, вступали в айтыс не изустно, а в письмах. Машпур Жусуп, Нургожа, Шади, Нуржан и другие состязались в письменной форме» (9, с. 274).
Форма айтыса выстроена по принципу «письмо» – «ответ» и состоит из пяти писем-песен. Каждое письмо представляет собой типичный образец песни-письма, обозначенный фольклористом Г.Байтеновой как «шыѕарма ˜леѓ немесе хат-˜леѓ» (10, с. 13). Жанровым признаком песни шыѕарма ˜леѓ в данном айтысе являются: автобиографическая форма повествования:

…Мџны жазѕан Наушабайдыѓ баласы,
Заманында елдiѓ шешен данасы.
Наушайбайдыѓ Нџржан аћын атанып,
Бола алмаѕан еш адамныѓ таласы (6, с. 533).

и присутствие поэтических формул-клише:

Темiр ћалам жорѕалашы сљрiнбей,
Аћ ћаѕазѕа мен жазайын ерiнбей… (6, с. 528).

Екiншi жаздым сќлем етпей сабыр,
Болар деп ћылсам тiлек к˜бi ћабыл... (6, с. 529).

Все песенные послания передавались через третье лицо как в письменном виде, так и в устном. На тот момент третьим лицом был близкий друг и соратник акына. Передавая Бибисаре письменный образец, он исполнял и саму песню. Поводом для айтыса явилась следующая ситуация. Нуржан, увидев как-то Бибисару на одном из крупных событий (сватовство) заинтересовался ею. Существовавшие в быту традиции не позволяли непосредственного общения между молодым мужчиной и девушкой, тем более Нуржан был старше Бибисары и уже женат. Акын, посоветовавшись с близкими людьми, с их согласия отправляет понравившейся ему девушке любовное письмо-песню, где в скрытой форме признается в своих чувствах. Не дождавшись ответа от Бибисары, он снова пишет ей хат-олен, но и на второе послание она не отвечает. Тогда Нуржан оповещает всех о том, что вызывает девушку на состязание и оговаривает: айтыс будет в письменном виде.
Содержание айтыса – это философские размышления Нуржана и Бибисары о взаимном уважении девушек и джигитов; о высоком предназначении любви; об удачном выборе спутника жизни; о тактичности, искренности и морально-этических сторонах во взаимоотношениях между молодыми людьми. Кроме того, опираясь на текст писем-песен, в некоторых строках можно уловить их взаимную симпатию друг к другу. И не случайно Бибисара впоследствии станет верной супругой поэта.
Следующей отличительной чертой рассматриваемого айтыса является его музыкальное оформление. Каждое письмо исполняется как самостоятельное произведение, т. е. тематический материал отдельно взятой песни индивидуален и не имеет родственных интонаций с последующей. Еще одна особенность айтыса: мелодии писем написаны как в речитативном, так и в песенном жанрах.
Перейдем к разбору песен. «1-е письмо Нуржана» – это признание акына в искренних чувствах к девушке. Само содержание текста не имеет открытых фраз и настойчивости. Оно искусно завуалировано. Здесь автор только дает понять о своей симпатии, заинтересованности и расположенности к Бибисаре. В конце своего письма он оговаривается о праве выбора девушки. При этом ненавязчиво намекает, что будет ждать ее ответа, который для него очень существенен.
Мелодия напева «1-го письма» написана в речитативной форме. Она начинается с домбрового проигрыша, который содержит в себе основные интонации всей песни. Это инструментальное вступление выполняет роль настройки для исполнителя и для восприятия слушателя. Характер мелодии приподнятый, бодрый и динамичный. Такое настроение создано автором с помощью ритмических оттенков. В целом структура первого письма основана на 7-ми куплетах, состоящих из четырех поэтических 11-сложных строк.
Музыкальный текст на протяжении всей песни не меняется. Он минорного наклонения.
Следует отметить, что при самом первом обращении к анализу всего песенного творчества Нуржана нами были рассмотрены нотные образцы сборника А.В.Затаевича «1000 песен казахского народа» по Костанайскому и Торгайскому регионам. В процессе работы были обнаружены песни Наушабаева Нуржана, записанные Затаевичем от костанайского певца Ергали Алдунгарова. Из всех образцов песня «Арарай» более близка напеву из «2-го письма» «Айтыса Нуржана и Бибисары». О песне «Арарай» А.Затаевич пишет: «Это величавая, размашистая тема в характере рубинштейновской мелодики…» И действительно, основную мысль музыкального материала можно охарактеризовать как широко распевную и повествовательную.
«2-е письмо Нуржана» – одна из выразительных песен. Здесь также встречаются поэтические клише-формулы, характерные для жанра хат-олен. Примечательно, что данная песня интонационно близка с песней Мади «Ћара кесек». Тематика двух песен разная: у Мади – отражение социальной действительности и протест, у Нуржана – выражение лирических чувств. Но в обоих случаях ключевой интонацией для двух акынов явился характерный мелодический ход. Поскольку содержание рассматриваемых песен является разным, следовательно, смысловое и художественное предназначение выделенной интонации в двух случаях отличается. Так, у Нуржана через этот мелодический ход выражено спокойное и уравновешенное состояние. А у Мади – настроение обречённости, угнетённости и скорби. Оба акына жили примерно в одинаковое время и являются современниками. Они – представители одной песенной школы, но никогда друг с другом не встречались, хотя и проживали на соседствующих меж собой территориях областных регионов Сары-Арки. Тем не менее рассмотренные нами песни двух народно-профессиональных композиторов интонационно родственны. Вероятно, Нуржан был знаком с песнями Мади, которые, скорей всего, оказали на него непосредственное влияние и отразились в мелодике одной из песен айтыса.
«3-е письмо Нуржана» – мелодия данной песни построена на опевании и репетиции устойчивых ступеней. Диапазон всего тематического материала заключен в объем сексты. Характер – лирический, присутствуют некоторые оттенки взволнованности и настойчивости, которые созданы с помощью долгого повтора звуков. В запеве четыре поэтические 11-сложные строки, они составляют повторенную полустрофу. Последняя строка немного расширена путем прибавления к ней распева на алексических слогах.
Только после трёх посланий акына, следовавших друг за другом, Бибисара напишет ему. Её надолго затянувшийся ответ подчеркивает не строптивость и высокомерие, а тактичность, сдержанность и благородство.
«Ответ Бибисары» – принцип развёртывания мелодии основан на постепенном восходящем и нисходящем движении в пределе терции и сексты. Музыкальное развитие выдержано в рамках обрядового фольклора. Подобный интонационный принцип типичен для ответных женских песен жанра хат-олен. Мелодия спокойного, уравновешенного характера. Скромные средства выразительности придают ей лаконичность и краткость.
«Ответ Нуржана» – данный напев приподнятого, динамичного и бодрого характера. Он выражен в речитативной форме. Тематический материал запева, состоящего из четырех 11-сложных строк, основан на сопоставлении соль-мажора и ля-минора. В вокальной партии встречаются большие скачки на октаву вверх и вниз. В поэтическом тексте присутствуют черты автопортретности, так как акын повествует о себе:

…Мџны жазѕан Наушабайдыѓ баласы,
Заманында елдiѓ шешен данасы.
Наушайбайдыѓ Нџржан аћын атанып,
Бола алмаѕан еш адамныѓ таласы (6, с. 533).

…Это письмо написал сын Наушабая –
Один из ораторов своего времени.
Меня, сына Наушабая – Нуржана, назвали акыном,
И никто не сможет это оспорить…

«Айтыс Нуржана и Бибисары» представляет собой наглядный образец музыкально-поэтического состязания-импровизации. Он своеобразен, так как форма его не типична, он состоялся с помощью песен-писем. Нам известно, что жанр хат-олен возник очень давно, в «общетюркскую эпоху» (10, с. 23). По мнению музыковедов Г.Байтеновой и А.Мухамбетовой, песни этого жанра в более спокойное и мирное время «создаются, но не доминируют среди песен других жанров» (11, с. 12). Они получают широкое распространение и известность во время войн и бедствий. На примере данного айтыса можно выявить истоки данного жанра и функцию, то есть каково было их предназначение. Творческий подход акына позволил ему использовать жанр хат-олен в контексте с другим крупным жанром, каковым является названный айтыс.


Литература:
1.Е. Исмаилов. Акыны. Алматы – 1957.
2.Айтыс, т. 1. Алматы – 1986, 288 с.
3.М. Ауэзов. Мысли разных лет. Алматы – 1961, 541 с.
4.С. Кузембаева. Национальные художественные традиции и их конвергентность в жанре казахской оперы. Алматы – 2006, ИЛИ им. М.О.Ауэзова, 380 с.
5. Бес ѕасыр жырлайды. 2-томное издание, т. 2. Алматы – 1989.
6. С. Ќбiлѕазин. Арћада Наушабайдыѓ Нџржаны ˜ткен. Ћостанай, «Ћостанай Баспа љйi» – 1998, 558 б.
7.Айтыс, т. 2. Алматы – 1988, 352 с.
8.С. Муканов. Народное наследие. Алматы – 1974.
9. М. Ауэзов. Избранное. Алматы, гл. ред. «Каз. энциклопедия» – 1997.
10.…Жанр шыгарма олен – особый, при всей своей принадлежности к фольклору с его основополагающим свойством коллективности… синтезирует в себе и признаки необрядовых жанров, в частности, традиционных лирических песен… – А.Мухамбетова, Г.Байтенова. €ртеѓге ˜скен ѓызѕалдаћтар. Алматы – 1995, с. 13, с. 18.
Aliya
 
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 09:21

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron