Жалайыры

Жалайыры

Сообщение Aigul » 26 апр 2013, 11:15

Кто такие Жалаиры и какое отношение они имеют к истории Азербайджана? Ref: www.atc.az/forum/showthread.php?t=12297

Вот что написано в википедии

Джалаириды — династия султанов (1340—1410) в Передней Азии, происходившая из монгольского племени джалаир.

Султаны Джалаириды вели род от одного из приближённых Чингис-хана Джочи-Тармалэ, чей сын Илга (Илгай, Элькэ) был крупным военачальником при ильхане Хулагу (1261—1265). Сын Илга-нойона Акбука, казнённый в период борьбы Байду-хана и Гайхату (1295), и его сын Хусейн, наместник Хорасана (ум. ок. 1320 г.), были мужьями Олджейтей-хатун, старшей дочери ильхана Аргуна.

Сыном Хусейна был Хасан Бузург (Хасан Большой), правивший от имени подставных ханов-Хулагуидов, а затем провозгласивший себя султаном, утвердившись в Ираке Арабском (1340). Его преемник Шейх Увейс I в 1357 году одержал победу над чобанидом Ахичуком, после чего весь Азербайджан перешёл под власть Джалаиридов. В 1364 году Увайс покорил также Мосул, а в 1368 году совершил завоевание Ширвана [1].

Государство Джалаиридов было завоёвано Тимуром, однако после его смерти Джалаириды смогли восстановить свою власть. Окончательно государство уничтожено Кара-Коюнлу.



Это было в Азербайджане (эпоха жалаиридов)
Теперь

Уран, тамга

Уран (родовой (боевой) клич) — «Бактияр», «Кабылан». Тамга (родовой символ) — «тарак».
[править]
Территория расселения

Первоначально Жалайыр — племя, входившее в состав монголов и Великого государства монголов.

Рашид ад-Дин "Джами ат-таварих", начало XIV века:
Это племя в давние дни было многочисленно; каждое его ответвление имело эмира и предводителя. В эпоху Чингиз-хана, а также и в настоящее время из [этого племени] было и есть много эмиров в Туране и Иране. Часть их становищ была в местности Онон.[1].

В связи с тем, что Жалайыры участвовали в походах армии Монгольской империи в XIII и последующих веках, в силу чего отдельные группы Жалайыров распространялись на все территории военных действий, территория их расселения постепенно расширилась от самой Монголии, до Центральной Азии; есть также сведения о проникновении их в Персию, Индию, Россию.
Новые материалы о казахских аулах в Алтайском крае собрала этим летом историко-этнографическая экспедиция, организованная Павлодарским государственным университетом имени С.Торайгырова и Омским филиалом Академии наук РФ, сообщает корреспондент Казинформа. … От аксакалов исследователи услышали историю аула Бигельды. Местность эта в давние времена называлась Жалаиром, а поселившиеся здесь семьи были из рода старшего жуза Жалаир. Песни, легенды и предания этнографы записали на пленку. Им предстоит систематизировать и изучить собранные материалы, которые станут ещё одной главой в истории казахского народа.[2].

Современный историк Дамир Исхаков выдвигает версию, что в составе Сибирского ханства имелся улус Джалаир.[3] По крайней мере, представитель племени жалайыров Кадыр-Али-бек правил Сибирским ханством в 1584—1588 годах в составе триумвирата вместе с тайбугинским князем Сейд Ахмедом и казахским царевичем Ураз-Мухаммедом.

Существует версия, что на территории России, Республика Башкортостан, имеющиеся топонимы — Зилаирский район, село Зилаир, речка Зилаир могут быть обязаны словосочетанию, по-башкирски «йылы» — тёплый и «айыр» — приток, но в то же время могут восходить к имени одного из тюркских племён — Жалаир.[4]

Губогло М.Н., Симченко Ю. Б.:
Практически узбеки, как этнос, сложились уже при Караханидах, но процесс их консолидации продолжался ещё долгое время. В XII в. массы скотоводов и земледельцев были объединены в государство Хорезмшахов. В это время формируются словарный состав и грамматика узбекского языка. Это и послужило основой для сложения единой материальной и духовной культуры. Однако в составе узбеков продолжали существовать самобытные группы, дожившие до XX в.: сарты и др. Ещё один этнический пласт был связан с тюркоязычными племенами, приход которых связан с завоеваниями Чингизидов. Из них известны жалаир, барлос, каучин, орлат и др. В XIV в эти племена расселились на территории монгольского улуса Чагатая, в состав которого и входил Узбекистан.[5].

В настоящее время, Жалайыр — племя, входящее в состав казахов, традиционно проживающее на территории Семиречья, южнее течения реки Каратал Алматинской области.
[править]
Состав племени

В свою очередь, племя жалайыр состоит из родов — котен-борте, андас, мырза, карашапан, оракты, акбуйым, калпе, сыпатай, арык тыным, сиырши, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик.
[править]
Происхождение и история

Легенда о происхождении Жалайыров гласит, что основатель этого рода, человек с именем Кабылан (см. выше — Уран Жалайыров), будучи обладателем большой физической силы, умел отрывать гриву вместе с загривком коня, на его полному скаку, откуда и пошло сначала прозвище этого человека, а затем и название всего рода — «жал» (с каз.: загривок лошади), «айыр» (с каз.: «айр» — отрывающий); тем не менее такая легенда излагается ныне в самых различных и не всегда совпадающих интерпретациях.

История Жалайыров, в период до XIII века четко не ясна. И по сей день вызывает споры правильность отнесения Жалайыров к тюркам или монголам.

Рашид ад-Дин "Джами ат-таварих", начало XIV века:
Относительно тех тюркских племен, которых в настоящее время называют монголами, но в древние времена каждое из этих племен в отдельности носило особое прозвище и имя; каждое имело начальника и эмира; от каждого произошли ветви и племена, вроде народов: джалаиры, ойраты, татары и другие.[1].

При Чингисхане Жалайыры обладали привилегированным положением, составляя костяк аппарата управления Великого государства монголов.

Виктор Маглинов "Мукали гойон", 2006:
Мукали-гойон был выходцем из джалаиров. Возможно это послужило назначению десятков представителей народа джалаир на высокие военные и государственные посты при Чингис-хане и его детях. Среди них можно назвать темника Бала-нойона, руководившего военными операциями в Индии во время войны с Хорезмшахом, Мункасар-нойона, старейшего и уважаемого судью в период правления Менгу-хана, Курчи-Бугуна, правителя Грузии в улусе Хулагидов и, многих других. Примечательно, что даже великий хан Угедей в детстве воспитывался в семье джалаира Кадана.[6].

Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год:
По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы). С самого начала деятельности Чингисхана джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингисхана Мукулы-Гован, покоритель Китая, происходил из рода джалаир. Во времена Чингисхана и позднее джалаиры были разделены на четыре группы: первая — оставалась в Монголии и Китае, вторая — передана детям Джочы и по всем преданиям поселилась на восток от среднего течения р. Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр-манак); четвёртая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию

Джалаирская Орда в начале возвышения Тимура поддержала его, но в 1370 году она перешла на сторону его противников дулатов, за что была разгромлена и рассеяна Тимуром. Персидская группа играла в Иране руководящую роль; джалаирская династия даже царствовала в Северной Персии, а одно время даже в Багдаде. Главную часть наших джалаиров составляют чу-манаковцы, к которым в 1370 году присоединились беженцы из сыр-манаковцев.

Джалаиры все время находились в восточной части Улуса Джочы, известной под именем Белой Орды — Ак Орда (династия Орда-Ежена). Во времена Тимура, чуманаковцы составляли ядро армии Орус-хана и его сыновей. В 15-16 веках они находились, приблизительно, в тех же местах.
В 1588 году сын Оннан-султана Ураз Мухамед и его приближенный Кадыр- Карачи (Карачи — нечто вроде министра) попали в Сибири в плен русским и отправлены были в Москву. Кадыр составил родословную Ураз-Мухамеда. По-видимому, в это время джалаиры были около Улу-Тау и Кокшетау. Перед погромом 1723 года джалаиры, как это видно из преданий, опять вернулись к р. Чу. От нашествия калмыков джалаиры бежали, по-видимому, в Бетпак-дала и пострадали сравнительно меньше. В изгнании джунгар джалаиры приняли деятельное участие, в 1757-58 годах были в низовьях р. Аягуз, откуда они повернули в Копальский уезд, где в настоящее время и проживаю

Это уже про племя Жалаир проживающих в основном в Казахстане , а именно в Алматинской области:

Жалайыр — древнейшее кочевое племя, ныне входящее в состав Старшего жуза казахской народности. В литературе может упоминаться как «жалаир», «джалаир», реже — «чжалаир».
Aigul
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 16:25

Re: Жалайыры

Сообщение Aigul » 26 апр 2013, 11:18

Вот еще про Жалаиридов Ref: www.atc.az/forum/showthread.php?t=12297

ДЖАЛАИРИДЫ
Династия султанов, правившая в 1336—1431 гг. в Ираке, Курдистане и Азербайджане.

Основателем государства Джалаиридов был шейх Хасан Бузург (Большой), прозванный так в отличие от своего современника и соперника Хасана Кючюка (Малого) — эмира Чобанидской династии, утвердившейся одновременно Джалаиридами в Южном Азербайджане. По мужской линии Хасан Бузург происходил из племени джалаир — одного из самых многолюдных и славных монгольских племен. (Согласно Абу-л-Гази, племя джалаир насчитывало 70 тыс. палаток.) Большинство Джалаиридов кочевало первоначально на реке Ононе в Монголии. Во время походов Чингизхана они, вместе с некоторыми другими племенами, переселились к берегам Каспийского моря и здесь, у Астрабада, сделавшегося главным местом их пребывания при Хулагуидах, предавались всяким грабежам и насилиям над местным населением. Родоначальником династии Джалаиридов считается Джучи Термела, бывший при Чингизхане одним из выдающихся бегов его войска. Его сын Илькан был старшим бегом при Хулагу. Его девятый сын Ак-Буга был казнен при ильхане Байду. Сын Ак-Буги, Хасан, умер около 1320 г. наместником Хорасана. Сыном этого Хасана и являлся шейх Хасан Бузург. В начале своей карьеры он был одним из военачальников султана Олджейтю. В царствование его преемника Абу Саида значение Хасана значительно увеличилось тем, что он женился в 1324 г. на дочери всемогущего эмира Чобана по имени Багдад-хатун, славившейся по всему Востоку своим умом и красотой. Султан Абу Саид сам вскоре влюбился в эту женщину, отобрал ее у Хасана, а его самого заточил в крепость Камах. Только благодаря заступничеству своей матери (она была из рода Чингизидов и приходилась теткой Абу Саиду) Хасан сохранил тогда свою жизнь. Вскоре он получил свободу и был назначен наместником Рума (малоазийских провинций). В этом звании в 1335 г. его застала смерть Абу Саида.

После кончины этого султана государство Хулагуидов пришло в полное расстройство. Центральной власти больше не существовало; ильханы стали игрушкой в руках своих эмиров. Так племя сулдузов возвело на престол Арпа, одного из потомков Эригн Буги из линии Тули-хана. С другой стороны Али Падишах, глава монгольского племени ойратов, провозгласил в Багдаде султаном внука Байду по имени Муса. Хасан Бузург воспользовался начавшейся смутой, для того чтобы завладеть Арабским Ираком и Южным Азербайджаном. Против назначенных другими эмирами султанов он выдвинул своего ставленника — потомка Менгу-Тимура Мухаммад-хана. Собрав большое войско из греков и грузин, Хасан двинулся против Мусы. Решительное сражение произошло в 1336 г. у Алтага под Тебризом и было чрезвычайно упорным. Победа уже начала было склоняться на сторону падишаха, когда Хасан в поединке собственноручно сразил Али. Смерть вождя произвела страшное смущение в его войске. Сторонники Мусы отступили, и победа досталась Хасану.

Вскоре управлявший Хорасаном эмир по имени Шайх-Али объявил в Бистаме султаном Чингизида Туга-Тимура и двинулся против Хасана. По дороге к нему присоединился Муса-хан со своими ойратами. Хасан поспешил из Рума навстречу обеим армиям и в июне 1337 г. дал им сражение при Мараге в долине Герм-Буд. Туга-Тимур и Шайх-Али потерпели поражение и бежали в Хорасан, а Муса попал в плен и был казнен. Но уже в следующем 1338 г. против Джалаиридов выступил Чобанид Хасан Кючюк. Противоборствующие армии сошлись на равнине Тебриза. Хасан Бузург был наголову разбит и бежал в Султанию. Его ставленник Мухаммад погиб. Хасан Кючюк провозгласил султаншей дочь Олджейтю, Сати-бег Хатун. Его власть была признана во всем Азербайджане. Хасан Бузург готовился к новой битве, но до сражения тогда дело не дошло, так как противники сумели договориться. По взаимному согласию царство Хулагуидов было разделено на две половины, над которыми стояли султанами Туга-Тимур, признанный Бузургом, и Сати-бег (хотя на самом деле властителями государства являлись оба Хасана). Впрочем, согласие их длилось недолго. Уже в 1339 г. Бузург объявил в Багдаде ханом Хулагуида Джахан-Тимура, а Хасан Кючюк выдал Сати-бег замуж за другого Хулагуида Сулаймана и провозгласил его ильханом. Сразу после этого вспыхнула новая междоусобная война. Сражение произошло в июне 1340 г. на реке Тогату у Мараги. Здесь хан Бузург вновь был разбит своим противником и бежал в Багдад. Здесь он низложил Джахан-Тимура и объявил себя независимым султаном (1340). Положение его стало постепенно налаживаться. Хотя Персидский Ирак и Фарс отошли на время под власть Кючюка, власть его над этими провинциями не была прочной. В 1341 Хасан Бузург вновь отвоевал Азербайджан, а потом разбил войско Кючюка, попытавшегося захватить Багдад.

В 1344 г. Хасан Кючюк был убит своей женой Иззет-хатун. Его брат Эшреф сначала объявил ильханом Хулагуида Ануширвана, а в 1353 г., по примеру Бузурга, провозгласил султаном себя самого. В 1356 г. он был разбит при Тебризе ханом Золотой Орды Джани-бегом. В июле того же года в Багдаде скончался Хасан Бузург. После него власть перешла к его сыну Увайсу I (по одним источникам, сразу, а по другим, только в 1358 г., после смерти старшего брата Хосейна). В 1357 г. он одержал блистательную победу над правившим в Азербайджане Чобанидом Ахичуком. После этого весь Азербайджан перешел под власть Джалаиридов. В 1364 г. Увайс покорил также Мосул, а в 1368 г. совершил завоевание Ширвана. В 1370—1373 гг. он вел войну с эмиром Вели, сыном Шайх-Али, правившим в Мазандаране и Хорасане. В 1374 г. Увайс предпринял против своего врага большой поход, но внезапно заболел и скончался по дороге. Этот султан имел репутацию справедливого, храброго, проницательного и энергичного правителя. Известен он также своим красноречием и своей щедростью по отношению к ученым и факихам. С его смертью кончилось процветание Джалаиридов.

Сын Увайса, Хусайн I, должен был то и дело подавлять восстания своих родственников. Большую опасность для него представляли также правившие в Джибале Музаффариды. В 1376 г. султан потерпел от них тяжелое поражение под Хамаданом. Музаффаридский султан Шах-Шуджа захватил Тебриз и весь Азербайджан. Впрочем, уже через год эта область опять возвратилась под власть Джалаиридов. Собственные поданные не жаловали Хусайна за его пристрастия к разгульной жизни и распутный нрав. Жертвами его насилий то и дело становились замужние женщины и девушки, и это чрезвычайно возмущало иракцев. В 1378 г. жители Багдада восстали. Хусайн бежал от них в Азербайджан, а правителем Ирака стал его брат Али. Однако, обосновавшись в Тебризе, Хусайн нисколько не изменил своим привычкам и все свое время посвящал забавам и развлечениям. В 1382 г., когда авторитет Хусайна пал окончательно, другой его брат, Ахмад, бывший наместником в Басре, поднял мятеж. Он двинулся с 30-тыс. войском на Тебриз, после короткой осады захватил его и казнил Хусайна. В том же году младший из сыновей Увайса, Байазид, бежал в Султанию и был провозглашен здесь султаном. Он напал на Тебриз, изгнал Ахмада, но потом должен был отступить, так как в его собственном войске был раскрыт большой заговор в пользу старшего брата. Вскоре Ахмад потерпел поражение от другого брата — Али Багдадского — и бежал в Нахичевань. Здесь он попросил помощи у главы туркменского племенного союза Кара-Коюнлу, Кара-Мухаммада, и вместе с ним пошел на Тебриз. Сражение произошло у Ирбила. Али потерпел в нем поражение и попал в плен. С Байазидом Ахмад заключил мир, признав его правителем Султании и всего Персидского Ирака. Но в 1383 г. Байазид был свергнут в результате заговора и эта область вернулась под власть Ахмада, который стал таким образом единовластным правителем страны.

Это был образованный человек, большой любитель поэзии и музыки, но своевольный, жестокий и даже свирепый владыка. По свидетельству хронистов, он правил страной варварски, нарушая всякую справедливость, грабя жителей, насилуя их жен и безжалостно преследуя всех тех, кто был им недоволен. При этом Ахмад несомненно обладал большой волей и никогда не давал несчастьям сломить себя. Его правление пришлось на очень трудную эпоху завоеваний Тимура, однако он выдержал все бури, разразившиеся вокруг него. В 1385 г. Тимур в первый раз вторгся во владения Джалаиридов и взял Султанию. Хан Золотой Орды Токтамыш предложил Ахмаду совместно выступить против Тимура, но тот благоразумно отказался. Тогда в начале 1386 г. Токтамыш сам напал на владения Джалаиридов и предал Тебриз ужасному опустошению. В том же году вновь явился с большим войском Тимур, захватил Тебриз и подверг его новому разгрому. При этом татары перебили и замучили множество людей. Ахмад не имел возможности бороться с могучим завоевателем и бежал в Багдад. В 1393 г. Тимур в третий раз напал на его государство. Не дожидаясь врага, Ахмад укрылся со всеми своими сокровищами в Египте. Багдад сдался Тимуру без сопротивления, а затем в течение года был завоеван весь Ирак. В 1396 г., когда Тамерлана отвлекла война с Токтамышем, Ахмад ненадолго овладел Багдадом. В 1400 г. Тимур в четвертый раз подступил к его столице. Ахмад опять не отважился на открытое сражение. Отправляясь в Турцию, он лично убил большую часть своих жен и наложниц, так как не хотел, чтобы они попали в руки неприятеля. Когда султана уже не было в Ираке, Тимур окружил Багдад и осаждал его сорок дней. В июле 1401 г. город пал и подвергся страшному разгрому: Тамерлан велел разрушить все здания, кроме мечетей, медресе и больниц, и предать население, доходившее до 90 тыс. человек, поголовному истреблению. Каждый воин должен был представить две головы умерщвленных им багдадцев, из которых на радость завоевателю победители соорудили 120 высоких пирамид. Но едва войско Тимура ушло на зимовку в Карабах, Ахмад внезапно появился на развалинах Багдада и стал собирать рассеянные остатки своей прежней армии.

К несчастью, он вскоре рассорился со своим прежним союзником — вождем Кара-Коюнлу, Кара-Йусуфом. Тот прогнал Ахмада из Багдада и сам утвердился в этом городе. Ахмад бежал в Сирию, надеясь на покровительство египтян, но просчитался. Египетский султан Фарадж, опасавшийся гнева Тимура, велел заключить Ахмада в каирский замок. В Багдад он смог вернуться только после смерти Тимура в 1405 г. Могущество Джалаиридов было подорвано, и им было трудно противостоять внешним врагам. Уже в 1406 г. году Азербайджан захватили туркмены Кара-Коюнлу. Ахмад попытался вернуть Тебриз, но 29 августа 1410 г. был окончательно разбит в окрестностях Шанб-и Газана. Джалаиридское войско рассеялось. Ахмад остался один и попытался скрыться бегством. По дороге один воин, не узнавши султана, дважды ранил его мечом, свалил с коня, ограбил и раздел почти до нага. Бывший повелитель огромного государства, босой и в одной рубашке, укрылся в одном подгороднем саду. Хозяин сада, тебризский башмачник, вскоре обнаружил его убежище. Ахмад умолял не выдавать его и обещал башмачнику большие богатства, но тот все же донес на него Кара-Йусуфу. Тот заставил своего прежнего союзника подписать указы о переходе власти к новой династии. На другой день (31 августа) султан был задушен вместе со своим сыном Ала ад-даулой.

После гибели Ахмада власть в Багдаде захватил его племянник Шах-Валад. Через шесть месяцев его убила жена Танду, провозгласившая султаном своего малолетнего сына Махмуда. В это время большая часть владений Джалаиридов уже находилась под властью Кара-Коюрну. В апреле 1411 г. после полутора лет осады пал Багдад. Танду вместе с сыновьями Шах-Валада удалилась в Шустер. В 1415 г. она умерла. Султаном в Шустере после этого стал другой сын Шах-Валада, Увайс II. Он несколько расширил владения Джалаиридов в Нижнем Ираке, в 1417 г. присоединив к ним Басру. В 1421 г. Увайс погиб во время войны с Тимуридом Ибрахимом Мирзой. Ему наследовал брат Мухаммад, которого в 1422 г. сменил Махмуд, вторично утвердившийся на престоле. Он правил до 1427 г. Затем власть перешла к внуку Ахмада Хусайну II. Пишут, что сыновья его сына Ала ад-даулы после поражения в 1410 г. были отосланы в Самарканд, но по истечении некоторого времени получили свободу. Оба они вернулись в Ирак "бедными и нагими". Старший Хасан уехал в Египет, а Хусайн поступил на службу к Махмуду и сумел настолько войти к нему в доверие, что сделался вскоре правителем Басры, Васита и других городов Нижнего Ирака. В 1427 г. Хусайн завладел властью. В следующем году он начал войну с Кара-Коюнлу, взял Мосул, Ирбил, но потом был разбит и заперт в Хилле. Осада продолжалась семь месяцев и закончилась взятием города в октябре 1431 г. Хусайн попал в плен и был казнен. Все владения Джалаиридов перешли к Кара-Коюнлу.
Aigul
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 16:25

Re: Жалайыры

Сообщение Aigul » 26 апр 2013, 11:20

Мукали гойон
Первым из воспетых в ранних исторических источниках «девяти урлюков Чингис-хана» всегда упоминается Мукали-гойон (Мухали, Гоа Мухули, Мухулидай)...».
Ничто не предвещало его возвышения - ни происхождение, ни обстоятельства появления в окружении владыки половины мира. Ядро сподвижников формировалось в жестоких и кровопролитных войнах не столько с внешним врагом, сколько с внутренним, в том числе и с родственниками. Так было и с близкими по крови джуркинами. Пока Чингис-хан вместе с Ван-ханом кереитским совершал победоносный поход против татар, джуркины напали на его кочевье. Удар в спину был сурово наказан. В стане разгромленных джуркинов были захвачены и представители знати народа чжалаиров.
При обсуждении участи пленников, один из них представил победителю своих малолетних сыновей Мукали и Буха с просьбой сохранить им жизнь и принять в качестве слуг. Просьба была удовлетворена. Мало того, дети стали воспитываться в ханской семье в качестве приемных. Практика аталычества широко распространена среди восточных народов и поэтому неудивительно, что в доме Борте, старшей жены Чингис-хана, приемышей было значительно больше, чем родных детей. Со временем именно они составили костяк аппарата управления монгольского государства.
Пройдя служебную лестницу от рядового нукера до командира, Мукали, благодаря своей верности патрону и незаурядному таланту полководца, вошел в плеяду самых влиятельных и авторитетных людей Востока. Даже Чингис-хан был иногда вынужден прислушиваться к его мнению. Вместе с другими урлюками ему часто приходилось сдерживать горячность хана, отговаривать от необдуманных поступков, разрешать кризисные ситуации в высокопоставленной семье. Его заступничеством перед государем пользовались и Борте и другие члены дома чингисидов. Когда хори-туматы убили, выступившего против них с целью покорения Борохул-нойона, только активный протест Мукали и Богурчи, другого урлюка, не позволил разъяренному Чингис-хану возглавить поход отмщения за горячо любимого приемного сына. На то были определенные основания. Урлюки были опорой власти. Им давались особо сложные поручения, доверялось решение деликатных и щекотливых проблем. Они платили тем же. Слова клятвы Мукали хану народное творчество монголов облекло в стихотворную форму:
«...Врагов твоих подавлю,
Добычу твою доставлю.
За хвостом моего коня туман стелется.
Перед гривой его солнце восходит...»

Последние две строчки стали эпической характеристикой героя и, если бы монголы пользовались европейской средневековой геральдикой, могли бы служить личным девизом степного рыцаря.
Мукали лично участвовал в большинстве сражений по объединению Монголии, но славу великого стратега и гениального полководца заработал на полях сражений с джурдженьской империей Цзинь. Кочевые джурджени, жившие в Приамурских и Уссурийских степях, в XII веке смогли разгромить киданьскую империю Ляо и установить свою гегемонию на всей территории равнинного Китая севернее реки Янцзы. Цзинь стала иметь притязания и на Великую Степь. Противоборство монголов и джурдженей определяло будущее политическое устройство евразийского мира. В 1210 году удача стала склоняться в сторону степняков. В начале серии длительных и трудных войн с Цзинь Мукали командовал отдельными отрядами. В 1214 году он покоряет Ляодун, в марте следующего года атакует и захватывает Северную столицу джурдженей Дадинфу. В ту же кампанию монголами были взяты в Китае 862 города.
Пиком военной карьеры для Мукали стало назначение его в 1217 году полноправным наместником хана в Китае. В его распоряжение были предоставлены несколько туменов, в том числе 23 тысячи непосредственно монголов. Чингис-хан, озабоченный проблемами на западных рубежах и полностью занятый войной с Хорезмом, переложил на плечи Мукали ответственность за весь юго-восточный театр военных действий. Поручение было выполнено более чем достойно.
Успехи впечатляли и, незадолго до своей смерти в 1223 году, он назначается командующим всего левого крыла монгольских войск. У Рашид-ад-Дина оно упоминается как «джунгар» и согласно его сведениям включало 62 тысячи бойцов, что превышало половину всего монгольского воинского контингента. Серьезность войны с Цзинь требовала этого. Заслуги Мукали были оценены по достоинству. Он стал одним из самых титулованных особ в монгольской истории. Его звание «гоа онг чингсанг тайши» можно перевести как «Великий князь (или Король), Министр, Великий Наставник (у монголов этот титул присваивался только знаменитым и влиятельным потомкам ханов). «Гоа онг» или «го ван» в монгольском языке, вероятно по созвучию со званием «нойон», превратилось в «гойон». Единственными обладателями этого титула были Мукали и его сын Богол, хотя Рашид-ад-Дин говорит, что это звание закреплялось за всеми их потомками. Мукали-гойон был выходцем из джалаиров. Возможно это послужило назначению десятков представителей народа джалаир на высокие военные и государственные посты при Чингис-хане и его детях. Среди них можно назвать темника Бала-нойона, руководившего военными операциями в Индии во время войны с Хорезмшахом, Мункасар-нойона, старейшего и уважаемого судью в период правления Менгу-хана, Курчи-Бугуна, правителя Грузии в улусе Хулагидов и, многих других. Примечательно, что даже великий хан Угедей в детстве воспитывался в семье джалаира Кадана.
По повелению Чингис-хана большая часть джалаиров вошла в состав улуса Чагатая и была переселена в местность, примыкавшую к городу Ходжент в Средней Азии. Рассеянные затем Тамерланом они приняли участие в этногенезе многих тюркских народов. Мэргэн гэгэн в своей хронике говорит о наличии их в XV веке и среди монголов, правда под названием джалаит. Любопытно, что внук повелителя Монголии Даян-хана Гэрэсэндзэ прозывался и как Джалаир-хунтайджи. По одним сведениям у него было 4 сына, по другим - 7, которые впоследствии возглавили семь халхасских хошунов.
Народ джалаиров делился на десять племен, главнейшим из которых Рашид-ад-Дин называет племя джат. Именно к этому племени относились Мукали-гойон и Мункасар-нойон. Учитывая, что «пар» в тюркских языках означает окончание множественного числа, можно предположить происхождение этнонима «джалаир» от названия главного племени. Тем более, что название «джалаиры» до XI века в исторических источниках практически не встречается за исключением намека о племени джолто в составе древних тюрок из тогонского трактата VIII века.
Этноним «джад» (джат, дзад, йад и т.д.) в истории встречается гораздо чаще. Еще Птолемей в первых веках нашей эры упоминает народ «ятии», живущий на берегах нынешней Сыр-Дарьи, В тех же местах арабские средневековые географы (об этом записано даже в Коране) помещали народы Яджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог). Эти народы долгое время считались мифическими, но в течение последнего столетия ученые не раз доказывали, что мифы часто имеют под собой реальную основу. Как-то стройно выстраивается преемственность: ятии - яджуджи - джады! Аффриката «дж» может иметь варианты «дз», «з», «чж»,» , «цз» в языке даже немногочисленного этноса (сравните: джунгар - чжунгар — цзюнгар — зюнгар), а в некоторых тюркских наречиях - «ж» или «й». «Сокровенное сказание монголов» также включает сообщение о племени «джад», покоренном предком Чингис-хана Бодончаром. Древний автор от названия этого племени производит и имя рода «джадаран», главой которого был в свое время Джамуха. Приводит источник и прозвище племени - «болюк». Рашид-ад-Дин подтверждает это, хотя распространяет прозвище «белагэ» на всех джалаиров.
По китайским сведениям в XIII веке местность к северо-востоку от реки Чу называлась Иду. Рашид-ад-Дин упоминает о ней как о стране Джу. Мухаммед Хайдар в своей «Тарих-и Рашиди» сообщает: «Джу - одна из местностей Моголистана, простирающаяся на месяц пути...» Встречается в тексте и написание как страна Джуд. Гласные «а» и «у» могут варьироваться. Так, среди южноказахстанской этнической группы «курама» проф. Радловым отмечен род «джулаир». В ХУ-ХУ) веках Восточный Туркестан, включавший и часть Джунгарии, носил у жителей Средней Азии название Джете. Заманчиво было бы увязать это с темой данной публикации, но есть определенные сомнения. В ойрат-калмыцкой этнонимии встречаются роды зед или зэд в составе дербетов довоенного Зетовсшга аймака Северного улуса и среди донских калмыков гак маанин зад и зэд кевюд.
Этимология этнонима зад включает много версий, в том числе легендарного и бытового характера. Вряд ли ее можно связывать с выходцем из татар по имени Озед (Изед). В этом случае родовое имя звучало бы иначе, так как должно было содержать окончание принадлежности: екин, ехин и др. Самодийское происхождение зэтов также маловероятно. Сравнение с этнонимами чот и чогду у южно-сибирских народов скорее наводит на мысль об их тюркских корнях. Среди узбеков имеется этническая группа чит, у туркмен - чоудор (чаудор, чагдор). В то же время в списке 92 узбекских родов , присутствует «джыйыт», у киргизов - «джыйыл», что гораздо созвучнее этнониму «джад». Предположение Г.О. Авляева о возможности происхождения «зведов» от калмыцкого слова «зе» - племянник, т.е. как потомок чингисидов по женской линии тоже нельзя рассматривать всерьез. Эпоха матриархата закончилась за тысячи лет до рождения Чингис-хана и наследование родового имени у кочевых народов осуществляется только через мужчин.
Исследователи отмечали, что на рубеже XIX - XX веков в Хошеутовском улусе кочевали роды шангас и телингид, среди бурулов Большедербетовсого улуса - телингуд. Рашид-ад-Дин включал их как племена шанкут и туленгит в составе джалаиров. И, если в отношении появления теленгидов в составе калмыков имеется лишь несколько вполне убедительных гипотез и предположений, то преемственность шангутов и шангасов особых сомнений не вызывает.
Принадлежал к роду шангас и великий ойрат-калмыцкий просветитель Зая-Пандит. И даже имя его говорит о родоплеменной принадлежности. Почти у всех народов Евразии этническая или топонимическая принадлежность сопутствовала имени, данному от рождения, а иногда и заменяла его.
Племена, составлявшие джалаирский союз, сыграли значительную роль в этногенезе тюркских и монгольских народов. Их наиболее яркие представители долго будут предметом гордости потомков.

Источник: http://www.bumbinorn.ru/2006/02/03/mukali_gojjon.html
Aigul
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 16:25

Re: Жалайыры

Сообщение Anna » 23 май 2013, 08:38

Представитель казахского племени ^ Жалаир Кадыр Али-бек (Кадыргали 1530—1605 гг.) создал первый дошедший до нас исторический труд, условно названный «Жами ат-таварих» («Сборник летописей»). Это сочинение составлено на основе устных исторических преданий и исторического свода Рашид ад-дина (XIV в.). Известный би Ка­дыр Али-бек служил Ондан-султану, а затем его сыну Ураз-Мухаммаду. После смерти Он­дан-султана от рук калмыков Кадыргали вместе с Ураз-Мухаммадом переселились в Си­бирское ханство под покровительство Кучум-хана. Здесь он служил советником сибирских ханов. В 1588 г. сибирский воевода Д. Чулков обманным путем пленил Ураз-Мухаммада со всеми его родственниками и свитой и отправил их вместе с Кадыргали в Москву в качестве аманата. В 1592 г. царь Федор Иванович выделил Ураз-Мухаммаду земли в Касимовском ханстве. А в 1600 г. Борис Годунов поставил его ханом-правителем города Касимова, где Кадыргали в 1602 г. написал свое произведение, в котором приводится краткое изложение отдельных разделов труда Рашид ад-дина, связанных с историей Чингиз-хана и его преем­ников. Самостоятельное и весьма ценное значение имеет вторая часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов. Значительный интерес представляют данные о Казахском ханстве XV—XVI вв., основанные на надежных местных источниках, указывающие на существование в Казахском обществе устной историографической тра­диции, живого интереса к генеалогиям и вопросам политической истории.
Anna
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 апр 2013, 12:38


Вернуться в Старший жуз

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1